alexander pavlenko (alexander_pavl) wrote in drugoe_kino,
alexander pavlenko
alexander_pavl
drugoe_kino

Category:

Перевёртыши

Интересно, что время от времени возникают споры о том, что в кино является "высоким искусством", а что "презренной коммерцией". С классикой-то всё ясно, она канонизирована, музеефицирована, о ней написаны серьёзные монографии и каждый желающий может убедиться, что Чаплин - не пошлый клоун (как казалось большинству его современников до начала 20-х годов), а великий художник и тонкий поэт экрана. Намного сложнее с текущим потоком, с фильмами, которые прямо сейчас выходят на экраны. Тут уже на музейную витрину положиться нельзя, каждому приходится самому сверяться с собственным эстетическим чутьём, и, конечно, суждения выносятся самые дивные.
Не так давно, ещё на памяти старшего поколения, критерии были чоткие, как отдача офицерской чести: то, что нравилось широкой публике, оказывалось "клишированным ширпотребом", то, что проваливалось в прокате - а особенно, если провалившееся в прокате удостаивалось награды на кинофестивалях - являлось высоким искусством. На самом деле и это деление (не лмишённое смысла) было фиктивным, но какая-то доля смысла в этом была. Киноавангард раздражал человека толпы, потому что говорил не на языке банальностей, а искал новые средства выражения, зато широкий поток "зрительского кино" имел своим основанием успокаивающе привычные стереотипы и, в самом деле, представлял интерес всего лишь как свидетельство времени.
Однако прошло время...
Но уже поздно, поэтому допишу завтра...
Да, так вот, прошли годы. Если раньше художественный процесс выглядел так: Бергман снимает "Девичий источник", все склоняются перед художнической смелостью Великого Мастера, раздвигающего рамки искусства (то, что японцы на десятилетие раньше делали примерно то, что "открыл" Бергман, в данном случае не суть важно, всё равно мировое кино особо японцами не интересовалось), а десятилетие спустя американцы вводят сюжеты и приёмы Бергмана в своё коммерческое кино, представляя почтеннейшей публике кровавые слэшеры, полные шума и ярости. "Высокое искусство" адаптируется "коммерческим китчем". Схемка простая.
Но сегодня она не работает.
"Некоммерческое", фестивальное кино застыло в академизме. Никаких экспериментов любимцы киноэкспертов-интеллектуалов себе не позовляют, чтобы не оскоромиться, не слететь с уже завоёванного Олимпа. Михаэль Ханеке, уже третье десятилетие снимающий один и тот же фильм, разумеется, с разными актёрами и разными сюжетами, упорно награждается высокими кинорегалиями за свою неуклонность. Ничего нового в его фильмах нет, всё, что он сказал, говорит и может сказать, было уже сказано раньше и лучше Ингмаром Берманом и Аленом Рене. Но приветствуется в его творчестве именно "верность традиции", именно то нежное чувство давно знакомого, много раз виденного, которое охватывает Андрея Плахова на просмотре нового фильма Ханеке - расстроганный Плахов (я беру его персону, как условность, на самом деле таких плаховых около каждого престижного кинофестиваля вертится несколько сотен, и именно они "создают мнения") как бы возвращается в юность, в те славные времена, когда просмотр фестивального кино был незабываемым приключением. Ну да, старческая дряблая ностальгия...
А рядом, в коммерческих, банальных кинотеатрах идут фильмы, взрывающие привычную образность, смело экспериментирующие, шокирующие, бодрящие и открывающие новые горизонты. Кто сказал, что "Властелин Колец" Питера Джексона - великий киноавангард? Никто. А ведь это так. Джексон создал грандиозное киноэссе о поэтике взгляда, подытожив открытия Гриффита, Эйзенштейна, Ланга. Сюжет, заимствованный из фэнтези Толкиена, для фильма Джексона почти не важен, ибо всю, происходящее в фильме развивается, как музыка, только вместо звуков - изображения. Но кто из киноэкспертов это заметил? Никто. Они не ждали и не ждут открытий с этой стороны, поэтому и не видят фантастических новаций "Sin City", "Spider-Man" и "Лабиринта Фавна". Они хотят "ещё одного Росселини", "нового Бергмана", "чего-то вроде Дрейера" и потому, как впавшие в детство старики, радуются новым фильмам братье Дарденн.
Почему же настоящий авангард плавно перетёк от Ханеке, фон Трира, Пиала и Дарденн к Сэму Рейми, Гильермо дель Торо и Роберту Родригесу? Потому что, в отличие от интеллектуалов в креслах фестивальной элиты, рядовой зритель перестал хотеть видеть привычное. Кино вернулось к своим истокам, к зрелищу, очищенному от литературности, к тому состоянию, о котором напрасно взывали авангардисты начала ХХ века. Рядовой зритель жаждет новизны, и именно новизну, шокирующую, ошарашивающую новизну гарантируют неустанные эстетические эксперименты "коммерческих режиссёров".
Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 98 comments