Viktoria Goekhan-Rotermel (muzima) wrote in drugoe_kino,
Viktoria Goekhan-Rotermel
muzima
drugoe_kino

Category:

Последняя сказка Риты (2012, реж. Рената Литвинова)

Наконец-то и мне удалось посмотреть на новое творение, мною многоуважаемой госпожи Ренаты Литвиновой. Я получила-таки DVD в подарок от моего хорошего друга. Сразу оговорюсь, что не смотря на мою любовь/нелюбовь к каким-то режиссерам, техникам, эпохам кино, я стараюсь их максимально объективно анализировать, поэтому в ответ жду соответственных комментариев.

«По жанру — это сказка в условиях сегодняшнего города, но для меня это быль […]“- так говорит о фильме сама автор, которая одновременно играет главную роль – смерть, которая приходит за красивыми душами и провожает их в мир иной. Красивые души, поясняет она в одном из эпизодов, это те, которые умеют любить. Красивые в этом фильме, ни только души, но и костюмы, которые тоже кстати в основном принадлежали самой Литвиновой. Фильм снимался на ее собственные средства, сопродюсером выступила Земфира Рамазанова, которая так же написала саундтрек к фильму.

3

«Изначальный сценарий переписывался в процессе и под актёров и под бюджет, и я признаю, что рамки иногда даже полезны для творчества. Но при условии абсолютно творческой свободы, которой я обладала». Рената Литвинова

Творческая свобода заметна ни только в красочных макияжах и в красивых, продуманных кулисах, но и в количестве неаутентичных диалогов, на ряду с самолюбованием и само представлением неординарной актрисы.

Очень красивое и грамотное в фильме освещение. Оно просто оживляет комнаты и дополняет волшебства в пространства этой картины. С ним хорошо обыграны некоторые эпизоды. Тени, контрастность и наоборот мягкость кожи, все что может делать свет, в этом фильме он сделал где надо и когда надо. Браво!

Фильм интересно разнообразен своими скрытыми символами: черви, вороны, сигареты, тени, бабочки, хорек, цвета нарядов и т.д. Удачно встроены в контекст истории, прямым текстом критикующие политиков, новости по радио, потрясающе воплощенная идея. Смерть приходит в этот мир через порталы, которые есть в старинных зданиях, и она носит с собой раритетный радиоприемник, который каким-то образом настроен на волну, которая сообщает ей адреса зданий, которые сносят. Адреса зданий, кстати, настоящие. Режиссер сама проводила ресерчинг.

2

Если уж речь зашла о хороших идеях в фильме, то стоит упомянуть очень удачные и красивые кадры начала фильма. Русская зима, символическая дверь, широкие ландшафты и стильная Литвинова. Оттиски в виде негативов придают ему с первых минут некую загадочность и шарм. Кроме того, Литвинова видимо не могла не цитировать себя, и в этом фильме, так же как и в «Богине», она визуализировала сны главной героини фильма и часто прибегала к письму. Визуализация сна, несомненно особенно выигрывает за счет мастерской работы со звуком.

Вообще музыка в фильме заслуживает высших похвал, она ни только обогащает атмосферу фильма, но и укомплектовывает историю. «Моя роль — это некое мифологическое существо в современных условиях, которое именно подделывается под человека — пытается общаться, выпивать в компаниях, но главная её задача — собирать красивые души и сопровождать их в последний путь. […]». – объясняла Рената Литвинова. И ее роль оживает за счет музыки, она дополняет и совершенствует ее образ. Кроме того, конечно же, музыка идеально отражает настроение героев и можно сказать обнажает их внутренний мир. Может быть это упрощение для совсем глупого зрителя. Озвучивание фильма в целом вызывает восторг и доставляет особое эстетическое удовольствие.

На фоне такой профессиональной озвучки, особенно ужасно и нелепо смотрится камера. Она однозначно портит весь визуальный ряд фильма. Есть буквально пара удачных моментов. Мало того, что эстетика снова документальная и в данном случае, для меня необъяснимо для чего? Так она еще и такая корявая, что порой кажется, что во время съемки кто-то стукнул нечаянно по штативу или человек державший камеру в руках, еще не точно знал, как пользоваться объективом и устанавливать резкость. Это большое разочарование.

Так же как и камера не ясны fade out в фильме. (Может по-русски это называется затемнением? Но речь не о виньетировании.) Для меня их применение совершенно неуместно и не нужно.

1

Что касается инсценирования, то случай с хорьком определенно должен был быть интересной затеей, но выполнен он крайне неудачно, потому что не аутентично. Вообще вся игра актеров в целом очень огорчает. Но Брехту бы понравилось. Это как раз тот случай, когда есть дистанция к происходящему и актеры все время напоминают о нереальности происходящего. Но в такой «сказке» это крайне неуместно, хотелось бы возможности самоидентификации зрителя хотя бы с одним персонажем. И история ведь законченная по законам драмы, она не эпическая. В общем я не могу найти оправдания такой игре.

На последок хотелось бы отметить роль сигарет в этом фильме. Не смотря на то, что Литвинова считает их очень кинематографичными, что нельзя оспорить, в этой картине с ними явный перебор. Так много сигарет и назначений для них, что они теряют всякую значимость, и это огорчает. Такие серьезные эпизоды, как тушение окурка сигареты в трупе, должны возвышать детальную драматургию фильма, но на фоне их постоянного присутствия в нем, их функция исчерпывает себя. Это снова напоминает Брехта: «И силой нельзя сделать увиденное неувиденным». (Мама Кураж и ее дети. Б. Брехт)

Не буду писать никаких общих вердиктов. Ясно одно, у фильма есть сильные и слабые стороны и последние, никак нельзя оправдать отсутствием средств.
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments