?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Flag Next Entry
Под покровом небес, Б.Бертолуччи, 1990
Бокал
diliia11 wrote in drugoe_kino
За что я люблю старых мастеров?
за то, что их картины говорят
больше, чем я могу понять.
http://amalissimo.livejournal.com/




Под покровом небес1

Если вы хотите просто насладиться красивым фильмом, то ничего и не нужно. Прекрасную игру актеров все, думаю, оценили. Если же вы хотите понять что-то, то, конечно, надо смотреть и пересматривать его очень внимательно, а также почитать об авторах, так как некоторые факты их биографий могут пролить свет на кое-какие неясности или символы.

Я не претендую, естественно, на полный разбор, я не кинокритик, но надеюсь, что моя рецензия будет кому-то интересна и полезна.
Итак, несколько важных фактов:

Пустыня1

1. Фильм «Под покровом небес» (The Sheltering Sky – букв. «укрывающее небо», «защищающее небо») снят Бернардо Бертолуччи по одноименному роману (1949) Пола Боулза (1910-1999) – признанного американского писателя и композитора XX века.

2. В 18 лет Пол Боулз едет путешествовать по Европе, Северной Африке, Мексике и Центральной Америке. По возвращении начинает изучать музыку – то есть довольно поздно, в возрасте около 20 лет.

3. В 1931 году впервые посещает Танжер (город на севере Марокко – буквально через пролив от Испании), который сильно впечатлил его.

4. В 1937 году он знакомится со своей будущей женой, начинающей писательницей Джейн Ауер, которая в 1939 или 1940 году (то есть в начале Второй мировой) уходит от Боулза к любовнику.

5. После Второй мировой войны Боулз снова едет в Танжер, а в 1948 году Джейн к нему возвращается, и они вместе живут в Танжере (ср. пункт 1).

6. С 1957 по 1973 Пол ухаживает за больной женой, страдающей от алкогольной и лекарственной зависимости – до самой ее смерти.

7. Отношения с женой, как и жизнь в Танжере, нашли отражение в нескольких его романах.

8. Свои дни Пол Боулз заканчивает опять же в Танжере, успев многое сделать для марокканских писателей.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D1%83%D0%BB%D0%B7,_%D0%9F%D0%BE%D0%BB

9. Бернардо Бертолуччи (р. 1941 – Вторая мировая+Италия) – итальянский кинорежиссер, драматург и поэт. Увлекался идеями коммунизма и фрейдизма. Последователь Годара и Пазолини.

10. После критики некоторых его фильмов в 1980-х годах переехал в Англию, где и начал «космополитический» период творчества.

11. Работал в том числе на буддийском Востоке, называя себя «скептическим буддистом-любителем».

12. В некоторых фильмах исследует психологические истоки фашизма.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%83%D1%87%D1%87%D0%B8,_%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%BE

Это самые основные факты, которые, если сопоставить их с фильмом «Под покровом небес», кое-что проясняют. Фильм действительно сложнее, чем кажется на первый взгляд. История разрушения любви женщины и мужчины, попытка восстановить отношения в поездке, болезнь, смерть, новые отношения с другим мужчиной – это лишь канва, почти что и не причудливая.

Если уж говорить о психологизме, то стоит обратить внимание на то, что действие происходит вскоре после окончания Второй мировой войны, когда чувства людей были подавлены страхом, разочарованием и пережитым горем от потери близких. Возможно, эту американскую парочку самое страшное и не коснулось, но ведь они те самые «вшивенькие интеллигентишки», коими многие из нас пытаются стать, быть, казаться или ощущать себя. Они натуры творческие (композитор и писательница) и тонко все чувствуют, сильно переживают и нервно реагируют на различные раздражители в виде подозрений и небрежных слов (неслучайно в начале фильма показаны измены обоих). К тому же, они, как и многие из нас, задавлены сумасшедшим ритмом города, где суета разобщает людей, делая их все более одинокими. Неудивительно, что Порт и Кит стремятся на природу, в девстенно-чистую Африку, вечную и неизменную, спокойную Сахару. Знаменательна сцена, когда Порт привел Кит на свое любимое место и где говорил о твердом небе, которое как будто укрывает их от того, что за ним. А вы догадались, что за ним?

Мешавшего супругам Джоржа Таннера (дополнительный источник раздражения, подозрительности и ревности) здесь уже нет с ними, и их чувства готовы возродиться, но ужасная городская привычка интеллигентов все анализировать сводит к нулю усилия чувств.

И вот теперь природа, Бог, судьба – как угодно – словно начинают им мстить за неумение почувствовать друг друга. Болезнь Порта, плохие условия жизни, отсутствие транспорта, песчаные бури – это мщение, мщение и мщение высших сил за разлад в душах и нежелание его преодолеть.

Я думаю, многим показалось странным и непонятным, почему Кит после смерти мужа не предприняла попыток вернуться в цивилизацию, в Танжер, а оттуда в Штаты, почему она пошла с караваном в неизвестном песчаном направлении.

Мне кажется, здесь важно вспомнить ее разговор с Портом о том, что они все время куда-то едут, а можно бы уже и остановиться, хоть ненадолго. Этой остановкой для Порта стала смерть, и Кит поняла, что ей необходимо двигаться дальше, но при этом не она выбирает свой путь, а судьба неотвратимо ведет ее туда, где она должна быть, пока еще остался инстинкт самосохранения (и как составная часть его – сексуальный инстинкт). И долгий путь каравана в пустыне – это вовсе не случайные этнографические зарисовки увлекшегося оператора, важно было показать именно движение, днем под палящим солнцем, ночью под меняющейся луной… Движение – это жизнь… Небеса снова стали твердыми, защищающими, укрывающими – обратили внимание на их синеву?

Кстати, оператор Витторио Стораро, много лет проработавший с Бертолуччи, а также работавший и с другими именитыми режиссерами, прозван итальянскими критиками «богом светотени». «Мы никогда не должны возвращаться. Всегда надо двигаться вперед и искать пути как развивать искусство, создавать кино. Я думаю о своей карьере, как о бесконечном поиске гармонии между противоположными жизненными силами: светом и тенями, сознательного и бессознательного, материей и энергией, мужчиной и женщиной. Кино — это путешествие длиною в жизнь». (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%80%D0%BE,_%D0%92%D0%B8%D1%82%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BE)

А потом снова все изменилось – как только Кит (все-таки осознавшая свою любовь к Порту), пусть и в оцепенении от смерти мужа (все-таки осознавшего свою любовь к жене), смирившаяся с судьбой, остановилась в поселке жителей Сахары… она же так хотела остановиться… судьба-то снова и показала себя. Небольшое счастье сидеть взаперти, ведь даже жены Белькассима имеют возможность двигаться и общаться. Непонимание друг друга (в данном случае = неприятие чужой культуры, ревность) изгоняют Кит из дома Белькассима, бросают ее в готовые убить руки торговцев на рынке…

А теперь вспомним фашизм и Гитлера с его идеей одной, высшей нации. Нежелание разных культур понять друг друга, враждебность ко всему, что непонятно, – это путь к фашизму. Сейчас это актуально, возможно, более, чем в 1990 году.
Никто не заставляет вас принимать чужую культуру, религию, обычаи. Понять действительно сложно, но вполне возможно при наличии желания, конечно. А что такое понять – это осознать право других народов, культур, религий, обычаев на существование под небесами. Тогда не будет войн, резней, гетто и прочих страхов, как это ни банально звучит. А перед Богом, судьбой, природой – все равны.

Но взаимное непонимание культур (в фильме это Запад и Восток) начинается с непонимания между отдельными людьми (Порт и Кит). Так что неизбежность, неотвратимость судьбы усилена у Бертолуччи еще и этой составляющей. Хотя неважно, конечно, американцы и марокканцы схлестнулись или другие народы, просто уж у Боулза так попалось, что он американец, а жил в Марокко. На месте Порта и Кит могли быть и люди с другим цветом кожи, другой страны, другой религии. На месте берберов могли быть тоже кто угодно. Это не противостояние именно Запада и Востока, именно христианства и ислама… Это просто противостояние разных культур, которые не понимают друг друга.

А вы обратили внимание, что композитор, написавший музыку к фильму Бертолуччи – японец? Рю́ити Сакамото написал музыку ко многим фильмам различных режиссеров из разных стран. Прекрасный пример понимания других культур. Сюда же можно отнести и космополитизм Бертолуччи и Пола Боулза.

«Под покровом небес» я смотрела второй раз, и смею надеяться, что сейчас поняла его немного глубже, чем в первый раз. Но мне все равно хочется его пересмотреть, по моментам, по сценам, понять еще что-нибудь недосказанное. Роман Боулза я не читала, но из Википедии узнала, что в конце Кит, потерявшую рассудок, встречает Таннер.

Режиссер предложил нам другую концовку – Кит убегает от влюбленного в нее Таннера, он снова ее потерял, а она идет в то самое кафе, с которого началось их путешествие. По-моему ее нельзя назвать потерявшей рассудок, хотя некоторое помешательство, вероятно, было. В кафе ее встречает старик-рассказчик (Пол Боулз собственной персоной) и говорит: «Вы потерялись?» - «Да».

Вот тут я все-таки не совсем понимаю. Как вообще можно трактовать возвращение Кит в цивилизацию? Судьба спасла ее и вернула в привычное русло? Ведь выжить в естественных природных условиях оказалось труднее, чем в суетливом разобщающем людей городе. Или она дала еще один шанс женщине, чтобы та нашла себя, разобралась со своими чувствами, самоидентифицировалась в потерянном поколении (отсылка к Ремарку)? А может, этот шанс – очередное испытание? И что означает вопрос старика и ответ Кит? Нашлась ли она теперь? Или это только начало поиска дороги?

Этот открытый финал не дает мне покоя. А вот Боулз, говорят, остался не совсем доволен работой Бертолуччи. Так что, возможно, книга значительно отличается от фильма. Может, она более понятна?

И тут я хочу добавить только, что картина старого мастера говорит больше, чем я могу понять…

P.S. А чтобы вы не возненавидели берберов, напомню, что величайший футболист нашего времени Зинедин Зидан – самый настоящий бербер)).

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
текст был бы не только интересным, но и удобочитаемым, если бы Вы разделяли абзацы пустой строкой.

редактор.

Спасибо Вам за разбор фильма. Я его сейчас по ТВ пересмотрела второй раз после почти 30-летнего перерыва.Первый раз его видела девочкой на Московском кинофестивале. Не знаю - был ли он в конкурсной программе, но смотрела его в ЦДЛ.Тогда он меня оглушил и много лет оставался незабываемым именно из-за нераскрытых смыслов.

Вы верное слово подобрали: "оглушил". Наверно, и со мной нечто подобное было, когда я смотрела его первый раз несколько лет назад. После второго просмотра мне хочется его пересматривать снова, медленно, по сценам, вслушиваясь в каждую фразу еще внимательнее.

мне кажется все проще. старик говорит о ценности жизни. напоминает что мы здесь не навсегда.

Это тоже, конечно. Об этом все говорят, но ведь каждый по-своему. Потому и интересно.

Спасибо за интересную рецензию! Фильм я смотрела достаточно давно и помню, что тогда он произвел странное впечатление: казалось бы, что все понятно, а на самом деле не понятно почти ничего. Смыслов найти можно много, и Ваш разбор открыл ту часть из них, на которую я до этого не обращала внимания.

Помню, что очень ярко запечатлелись у меня эпизоды после смерти Порта, когда Кит попадает в деревушку и становится женой Белькассима. Я увидела в этом некое символическое возвращение к истокам, к началу начал, как к архетипу дикости или чего-то в этом роде. Умирает Порт и вместе с ним "интеллигентная, цивлизованная" Кит, которая остается буквально в пустыне, в пустыне чувств, потерянная и разбитая. А потом попадает в совершенно бесхитростную и простую среду, где нет этой интеллигенции, постоянной рефлексии, тонкого чувствования и этетствования. Простая жизнь, наполненная бытом и дикой "простой" любовью. Как небо и земля. Находиться там долго она не может, но как будто именно там понимает цену самым простым вещам, учится видеть и получать удовольствие иным путем и от иных вещей. Выходит она оттуда ошарашенная, но в некотором смычле, как мне кажется, исцеленная этим новым пониманием и ощущением самой себя.

Вообще, захотелось фильм пересмотреть.

Спасибо!
Про возвращение к истокам - это тоже есть, и у меня была такая мысль. Но вопрос о столкновении "цивилизации" и "дикости" спорный. Почему же судьба вернула Кит в цивилизацию? Что она найдет в ней, пусть и исцеленная? Может, логичнее было бы оставить ее у истоков? (Есть и такие фильмы). Было бы счастье всем.
Но ведь вот судьба...

Вы про девушку не там копаете, Вам надо непосредственно в психологическое представление о "потере себя". Девушка просто потеряла себя. Из этого не выбираются. Ей уже до фени - Танер-не Танер..
Хотя.. наверное, выбираются, если встретится человек, которому она сможет доверить полностью себя, и будет доверять ему.

Конечно, потеряла. Но, может, и нашла уже. В тот момент ей действительно до фени. Думаю, из этого все-таки выбираются, только сильные личности.
А что будет дальше, каждый сам додумывает...

Гитлер везде. Дебра Вингер, кстати, добровольно служила в израильской армии, хотя гражданка США и служить не обязана. Только так мы остановим Гитлера! У Дебры Вингер сиськи сомнительной формы (их можно видеть в фильме "Офицер и джентльмен"), но Бертолуччи не растерялся и снял её попу.

Замечательно интересно Вы рассказали о своем понимании этого фильма. Я его не видела, не могу согласиться или поспорить. Может быть, когда-нибудь...

Спасибо! Обязательно посмотрите, не пожалеете.

Зачем искать смыслы в фильмах Бертолуччи? Ими надо любоваться как явлениями природы))

Согласна! Это точно.

Как-то у меня было много свободного времени, хотелось что-нибудь посмотреть, а под рукой был только диск с Малковичем. Тогда мне этот фильм и запомнился, хотя в первый раз не произвел никакого впечатления, пройдя лишь по краю сознания. Теперь, после вашей рецензии хочу и остального Бертолуччи пересмотреть.

Да, у него очень хорошие и интересные фильмы. Желаю приятных впечатлений!

  • 1