diliia11 (diliia11) wrote in drugoe_kino,
diliia11
diliia11
drugoe_kino

Categories:

Под покровом небес, Б.Бертолуччи, 1990

За что я люблю старых мастеров?
за то, что их картины говорят
больше, чем я могу понять.
http://amalissimo.livejournal.com/




Под покровом небес1

Если вы хотите просто насладиться красивым фильмом, то ничего и не нужно. Прекрасную игру актеров все, думаю, оценили. Если же вы хотите понять что-то, то, конечно, надо смотреть и пересматривать его очень внимательно, а также почитать об авторах, так как некоторые факты их биографий могут пролить свет на кое-какие неясности или символы.

Я не претендую, естественно, на полный разбор, я не кинокритик, но надеюсь, что моя рецензия будет кому-то интересна и полезна.
Итак, несколько важных фактов:

Пустыня1

1. Фильм «Под покровом небес» (The Sheltering Sky – букв. «укрывающее небо», «защищающее небо») снят Бернардо Бертолуччи по одноименному роману (1949) Пола Боулза (1910-1999) – признанного американского писателя и композитора XX века.

2. В 18 лет Пол Боулз едет путешествовать по Европе, Северной Африке, Мексике и Центральной Америке. По возвращении начинает изучать музыку – то есть довольно поздно, в возрасте около 20 лет.

3. В 1931 году впервые посещает Танжер (город на севере Марокко – буквально через пролив от Испании), который сильно впечатлил его.

4. В 1937 году он знакомится со своей будущей женой, начинающей писательницей Джейн Ауер, которая в 1939 или 1940 году (то есть в начале Второй мировой) уходит от Боулза к любовнику.

5. После Второй мировой войны Боулз снова едет в Танжер, а в 1948 году Джейн к нему возвращается, и они вместе живут в Танжере (ср. пункт 1).

6. С 1957 по 1973 Пол ухаживает за больной женой, страдающей от алкогольной и лекарственной зависимости – до самой ее смерти.

7. Отношения с женой, как и жизнь в Танжере, нашли отражение в нескольких его романах.

8. Свои дни Пол Боулз заканчивает опять же в Танжере, успев многое сделать для марокканских писателей.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D1%83%D0%BB%D0%B7,_%D0%9F%D0%BE%D0%BB

9. Бернардо Бертолуччи (р. 1941 – Вторая мировая+Италия) – итальянский кинорежиссер, драматург и поэт. Увлекался идеями коммунизма и фрейдизма. Последователь Годара и Пазолини.

10. После критики некоторых его фильмов в 1980-х годах переехал в Англию, где и начал «космополитический» период творчества.

11. Работал в том числе на буддийском Востоке, называя себя «скептическим буддистом-любителем».

12. В некоторых фильмах исследует психологические истоки фашизма.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%83%D1%87%D1%87%D0%B8,_%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%BE

Это самые основные факты, которые, если сопоставить их с фильмом «Под покровом небес», кое-что проясняют. Фильм действительно сложнее, чем кажется на первый взгляд. История разрушения любви женщины и мужчины, попытка восстановить отношения в поездке, болезнь, смерть, новые отношения с другим мужчиной – это лишь канва, почти что и не причудливая.

Если уж говорить о психологизме, то стоит обратить внимание на то, что действие происходит вскоре после окончания Второй мировой войны, когда чувства людей были подавлены страхом, разочарованием и пережитым горем от потери близких. Возможно, эту американскую парочку самое страшное и не коснулось, но ведь они те самые «вшивенькие интеллигентишки», коими многие из нас пытаются стать, быть, казаться или ощущать себя. Они натуры творческие (композитор и писательница) и тонко все чувствуют, сильно переживают и нервно реагируют на различные раздражители в виде подозрений и небрежных слов (неслучайно в начале фильма показаны измены обоих). К тому же, они, как и многие из нас, задавлены сумасшедшим ритмом города, где суета разобщает людей, делая их все более одинокими. Неудивительно, что Порт и Кит стремятся на природу, в девстенно-чистую Африку, вечную и неизменную, спокойную Сахару. Знаменательна сцена, когда Порт привел Кит на свое любимое место и где говорил о твердом небе, которое как будто укрывает их от того, что за ним. А вы догадались, что за ним?

Мешавшего супругам Джоржа Таннера (дополнительный источник раздражения, подозрительности и ревности) здесь уже нет с ними, и их чувства готовы возродиться, но ужасная городская привычка интеллигентов все анализировать сводит к нулю усилия чувств.

И вот теперь природа, Бог, судьба – как угодно – словно начинают им мстить за неумение почувствовать друг друга. Болезнь Порта, плохие условия жизни, отсутствие транспорта, песчаные бури – это мщение, мщение и мщение высших сил за разлад в душах и нежелание его преодолеть.

Я думаю, многим показалось странным и непонятным, почему Кит после смерти мужа не предприняла попыток вернуться в цивилизацию, в Танжер, а оттуда в Штаты, почему она пошла с караваном в неизвестном песчаном направлении.

Мне кажется, здесь важно вспомнить ее разговор с Портом о том, что они все время куда-то едут, а можно бы уже и остановиться, хоть ненадолго. Этой остановкой для Порта стала смерть, и Кит поняла, что ей необходимо двигаться дальше, но при этом не она выбирает свой путь, а судьба неотвратимо ведет ее туда, где она должна быть, пока еще остался инстинкт самосохранения (и как составная часть его – сексуальный инстинкт). И долгий путь каравана в пустыне – это вовсе не случайные этнографические зарисовки увлекшегося оператора, важно было показать именно движение, днем под палящим солнцем, ночью под меняющейся луной… Движение – это жизнь… Небеса снова стали твердыми, защищающими, укрывающими – обратили внимание на их синеву?

Кстати, оператор Витторио Стораро, много лет проработавший с Бертолуччи, а также работавший и с другими именитыми режиссерами, прозван итальянскими критиками «богом светотени». «Мы никогда не должны возвращаться. Всегда надо двигаться вперед и искать пути как развивать искусство, создавать кино. Я думаю о своей карьере, как о бесконечном поиске гармонии между противоположными жизненными силами: светом и тенями, сознательного и бессознательного, материей и энергией, мужчиной и женщиной. Кино — это путешествие длиною в жизнь». (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%80%D0%BE,_%D0%92%D0%B8%D1%82%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BE)

А потом снова все изменилось – как только Кит (все-таки осознавшая свою любовь к Порту), пусть и в оцепенении от смерти мужа (все-таки осознавшего свою любовь к жене), смирившаяся с судьбой, остановилась в поселке жителей Сахары… она же так хотела остановиться… судьба-то снова и показала себя. Небольшое счастье сидеть взаперти, ведь даже жены Белькассима имеют возможность двигаться и общаться. Непонимание друг друга (в данном случае = неприятие чужой культуры, ревность) изгоняют Кит из дома Белькассима, бросают ее в готовые убить руки торговцев на рынке…

А теперь вспомним фашизм и Гитлера с его идеей одной, высшей нации. Нежелание разных культур понять друг друга, враждебность ко всему, что непонятно, – это путь к фашизму. Сейчас это актуально, возможно, более, чем в 1990 году.
Никто не заставляет вас принимать чужую культуру, религию, обычаи. Понять действительно сложно, но вполне возможно при наличии желания, конечно. А что такое понять – это осознать право других народов, культур, религий, обычаев на существование под небесами. Тогда не будет войн, резней, гетто и прочих страхов, как это ни банально звучит. А перед Богом, судьбой, природой – все равны.

Но взаимное непонимание культур (в фильме это Запад и Восток) начинается с непонимания между отдельными людьми (Порт и Кит). Так что неизбежность, неотвратимость судьбы усилена у Бертолуччи еще и этой составляющей. Хотя неважно, конечно, американцы и марокканцы схлестнулись или другие народы, просто уж у Боулза так попалось, что он американец, а жил в Марокко. На месте Порта и Кит могли быть и люди с другим цветом кожи, другой страны, другой религии. На месте берберов могли быть тоже кто угодно. Это не противостояние именно Запада и Востока, именно христианства и ислама… Это просто противостояние разных культур, которые не понимают друг друга.

А вы обратили внимание, что композитор, написавший музыку к фильму Бертолуччи – японец? Рю́ити Сакамото написал музыку ко многим фильмам различных режиссеров из разных стран. Прекрасный пример понимания других культур. Сюда же можно отнести и космополитизм Бертолуччи и Пола Боулза.

«Под покровом небес» я смотрела второй раз, и смею надеяться, что сейчас поняла его немного глубже, чем в первый раз. Но мне все равно хочется его пересмотреть, по моментам, по сценам, понять еще что-нибудь недосказанное. Роман Боулза я не читала, но из Википедии узнала, что в конце Кит, потерявшую рассудок, встречает Таннер.

Режиссер предложил нам другую концовку – Кит убегает от влюбленного в нее Таннера, он снова ее потерял, а она идет в то самое кафе, с которого началось их путешествие. По-моему ее нельзя назвать потерявшей рассудок, хотя некоторое помешательство, вероятно, было. В кафе ее встречает старик-рассказчик (Пол Боулз собственной персоной) и говорит: «Вы потерялись?» - «Да».

Вот тут я все-таки не совсем понимаю. Как вообще можно трактовать возвращение Кит в цивилизацию? Судьба спасла ее и вернула в привычное русло? Ведь выжить в естественных природных условиях оказалось труднее, чем в суетливом разобщающем людей городе. Или она дала еще один шанс женщине, чтобы та нашла себя, разобралась со своими чувствами, самоидентифицировалась в потерянном поколении (отсылка к Ремарку)? А может, этот шанс – очередное испытание? И что означает вопрос старика и ответ Кит? Нашлась ли она теперь? Или это только начало поиска дороги?

Этот открытый финал не дает мне покоя. А вот Боулз, говорят, остался не совсем доволен работой Бертолуччи. Так что, возможно, книга значительно отличается от фильма. Может, она более понятна?

И тут я хочу добавить только, что картина старого мастера говорит больше, чем я могу понять…

P.S. А чтобы вы не возненавидели берберов, напомню, что величайший футболист нашего времени Зинедин Зидан – самый настоящий бербер)).
Tags: Бертолуччи, Под покровом небес
Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments