starcinemaclub (starcinemaclub) wrote in drugoe_kino,
starcinemaclub
starcinemaclub
drugoe_kino

Category:
  • Mood:

"Любовь" (реж. М. Ханеке, 2012)

«Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля - самая престижная кинонаграда в мире. «Любовь» Михаэля Ханеке - один из лучших фильмов европейского кинематографа. Почему?

ЗОЛОТАЯ ПАЛЬМОВАЯ ВЕТВЬ


Каннский кинофестиваль – второй по старшинству после Венецианского. Собственно, он и был создан в пику последнему, поскольку тот проводился в фашистской Италии и награды там получали режиссеры, лояльные режимам Гитлера и Муссолини.

Сочетание возраста с безупречной родословной позволили обрести Каннам репутацию наиболее авторитетного кинофорума. Его открытие в сентябре 1939 года совпало с объявлением II мировой войны, потому настоящий старт состоялся 20 сентября 1946 г. В 1950-е, когда в послевоенных США, Франции и Италии началось бурное развитие кинематографа, именно Канны стали тем местом, где сходились разнообразные «новые волны».

Отсюда основное отличие Канн от иных фестивалей: здесь умеют не просто заметить новое дарование, но также угадать развитие языка киноискусства, более того – предопределить это развитие. Такого уровня влияния на кинопроцесс не удалось достичь еще ни одной фестивальной структуре.

Главную награду фестиваля – Гран-при, который вручали всем участникам – заменили в 1955-м году «Золотой пальмовой ветвью» (пальмовая ветвь изображена на гербе Канн); свой статус приза за лучший полнометражный фильм основного конкурса она обрела в 1975 г. В последнее десятилетие география лауреатов значительно расширились. Лидерами по-прежнему остаются американские режиссеры: в прошлом году «Ветвь» получило «Древо жизни» Терренса Малика, в 2003 - «Слон» Гаса Ван Сента, в 2004 жюри во главе с Квентином Тарантино отдало первенство документальной ленте «Фаренгейт 9/11» (Майкл Мур), но награждения фильмов «Дядюшка Бунми, вспоминающий свои прошлые жизни» (Апичатпонг Верасетакул, Таиланд - 2010 ) и «4 месяца, 3 недели и 2 дня» (Кристиан Мунджу, Румыния - 2007) привели к сенсационным открытиям новых киношкол.

"ЛЮБОВЬ" МИХАЭЛЯ ХАНЕКЕ

Михаэль Ханеке – безусловный любимец Канн. В 2001 году «Пианистка» по одноименному роману Эльфриды Елинек принесла режиссeру Гран-при жюри. В 2007 Ханеке вручили приз ФИПРЕССИ и приз за лучшую режиссуру («Скрытое»), а историческая сага «Белая лента» была удостоена «Золотой пальмовой ветви» в 2009-м. Через три года Ханеке получил «Ветвь» за «Любовь»: завоевать эту награду дважды удавалось очень немногим кинематографистам и никому — в столь короткий срок. Именно «Любовь» на данный момент – высшее достижение режиссера.


Учителя музыки Жорж (Жан-Луи Трентиньян) и Анна (Эмманюэль Рива) прожили вместе всю жизнь. Им обоим за восемьдесят. Анна заболевает, ее тело пожирает паралич, функции организма отключаются одна за другой. Жорж нанимает сиделок, но скоро понимает, что от них Анна не может получить искренней заботы. Оставив преподавание, он всецело посвящает себя заботам о жене, которую не может отправить в больницу, на чем настаивает их взрослая дочь Ева (Изабель Юппер), время от времени навещающая родителей.

На первый взгляд, обычная семейная драма с мотивом неизлечимой болезни - распространенный сюжет в европейском кино. Но Ханеке находит уникальный способ воплощения стандартной истории. Попытаемся понять, как он это делает. Его оптика очень внятна, лишена двусмысленностей либо опосредующих, развлекательных приемов. Камера максимально статична, второстепенные эпизоды могут тянуться намеренно долго. Это – позиция внимательного, иногда безжалостного наблюдателя. В ранних фильмах («Видеопленки Бенни», «Забавные игры») такой подход обращался эстетикой предельного шока. Впрочем, шок никогда не был самоцелью. При этом Ханеке работает с воображением зрителя с тонкостью и умением, достойными Бунюэля (чьего «Ангеля-истребителя» неизменно называет в числе излюбленных). В драматургии в основных характерах всегда остается продуманная недосказанность, которая затрудняет однозначную интерпретацию.

«Любовь» сделана похожими средствами, но ощутимо отличается от того, что режиссер снимал ранее. Как и большинство его предыдущих фильмов, это камерная драма: практически все действие проходит в квартире Анны (Эммануэль Рива) и Жоржа (Жан-Луи Трентиньян). Замкнутые интерьеры идеальны для исследования человеческой природы – сколь угодно жестокой — ведь из пространств, создаваемых Ханеке, обычно нет выхода: ни буквального, ни метафорического, — но автор нарушает собственные правила.

Он делает то, чего не делал ранее: вводит два плана повествования, которые можно назвать бытовым и метафизическим или планом смерти и планом любви соответственно. Первый разворачивается на уровне основного сюжета, который начинается с конца: полиция, выламывая двери, проникает в пустующую квартиру, обнаруживает в спальне разлагающееся тело Анны, а Жоржа не находит вовсе. Далее и до конца фильма нам показывают цепочку событий, приведших к ужасному финалу.

Метафизический пласт повествования прочерчен намного тоньше. Иногда он подан даже сугубо материальными уликами: так, возвращаясь во второй (сразу после вступительной) сцене домой, Анна и Жорж обнаруживают сломанный замок на дверях. Но по большей части этот особый внутренний сюжет соткан из сновидений и фантазмов: Анна, вполне здоровая, за роялем в видении Жоржа; Жорж, пишущий письмо мертвой возлюбленной; Анна и Жорж, уже после трагической развязки как ни в чем ни бывало покидающие прОклятый дом; наконец, Ева, в финале с изумлением осматривающая пустую, без каких бы то ни было следов беспорядка и разложения квартиру родителей.

Все эти эпизоды можно было бы счесть не более чем чередой грез, оттеняющих основной сюжет; но что есть, в конце концов, искусство, как не греза – более убедительная, нежели самое жизнь? Момент, когда Жорж и Анна, после полного страданий пути, достигают своей истины — истины двоих - находится вне любой обусловленности, вне тлена. Мы же видим на экране чудо, о котором сказано уже много веков назад: любовь, что движет солнце и светила.

Дмитрий d_desyateryk Десятерик специально для drugoe_kino
Читать другие кинорецензии этого автора
Читайте другие рецензии в рубрике "10 фильмов Каннского фестиваля, достойных вашего внимания":

Tags: 2012, Каннские победители, Любовь, Михаэль Ханеке, рубрики
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 83 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →