Об этом фильме я впервые узнала, читая Бруно Беттельгейма, который увидел в нем клевету на узников концлагеря. Спорить с Беттельгеймом о выживании в лагере мог бы, наверное, только Шаламов. Но фильм, по-моему - не столько попытка реалистично воспроизвести конкретный лагерный опыт, сколько - абстрактное рассуждение о цене человеческой жизни. Не чужой жизни, как в случае Родиона Раскольникова, а собственной.
Этот фильм напоминает нам, что выживает только тот, кто в любой ситуации выбирает жизнь. И это, конечно, очень тревожная мысль. Мы утешаем себя тем, что создали культуру, то есть возможность передать нечто ценное следующим поколениям небиологическим путем, и что жертвы тех, кто отдал собственную жизнь за высокие идеалы, были не напрасны. Но ведь человеческая культура пока что не способна существовать без людей, а значит, чтобы она не прекратилась, кто-то из нас должен выживать любой ценой. Соответственно, все мы - потомки тех, кто был готов заплатить за свою жизнь любую цену, потому что те, кто был не готов (как некоторые герои этого фильма), потомков не оставили. И это - один из самых трагических парадоксов нашего существования.
Community Info