
Клэр Мартэн (Карин Вьяр) – настоящая знаменитость из шкафа: под именем Mélina ее голос знает вся Франция. Вечерний эфир на радио собирает десятки звонков, люди рассказывают о своих проблемах и получают полезные и остроумные советы. Но кто она на самом деле – тайна и дверь за семью печатями. Дверь, которую Клэр закрыла сама.
После работы эта женщина прячется в темном чулане шикарной квартиры (16 округ), где одиноко живет с собакой и компьютером. Она не любит прикосновений, прямого контакта, лишних слов. Коллеги уважают ее отстраненность и стараются не лезть в личную жизнь. За стеклом студии звукозаписи, по ту сторону микрофона, она держит дистанцию и не умеет ее преодолевать. Как и у всех, у нее есть секреты и прошлое; детство, в котором не хватает фотографий.
Однажды ей звонят из детективного агентства, куда она обращалась по деликатному и крайне важному вопросу: [ «На этот раз вы абсолютно уверены»?]
Открытка с письмом и обещание – все, что осталось от матери, 40 лет назад сдавшей ребенка в приют. Неосторожные слова прочертили карту жизни Клэр – она делала все, чтобы не задерживаться в приемных семьях, потому что верила – за ней вернутся. Постепенно вера переросла в решимость разыскать самой, и вот, наконец, в руках письмо: имя и адрес. Жоэль Гулэн, живет в предместье, в большой дружной семье. Близко, рядом. Теперь все можно начать сначала.
Самое сложное в таких фильмах – не скатиться в слезоточивую мелодраму с однобоким психологизмом и любованием моралью. Вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?» останутся за кадром. Клэр никого не винит, не пытается оправдать свои странности. Она желает познакомиться - с самым родным и неизвестным человеком, ей нужны слова, хотя бы три слова, и она добывает их с педантичностью архивариуса, нашедшего потерянную книгу.
Проникнуть в семью оказалось проще, чем можно было представить - достаточно назваться волонтером в центре социальной поддержки, где помогает Жоэль, и вот они уже вместе пьют пиво на кухне. Незваная дочь не спешит шокировать чужих людей признанием, она привыкла жить в тайне. Ей нужно время и повод, которым становится внук Жоэль – Люка. Его ухаживания забавны и неожиданны, и добавляют в историю немного соли. Юмор разрежает обстановку, делая фильм легче, а героев ближе, и одновременно вносит контраст между скрытым и поверхностным. Самые сложные, болезненные моменты расставлены с акупунктурной точностью, но в то же время в них нет сглаживания, причесывания под общий фон. Трейлер может показаться веселым и легкомысленным, но это просто оптимизм, помогающий выжить. Крайне мало фильмов, где режиссер удерживает баланс между смешным и трагичным, не выжимая слезу и без глупых кривляний, на мой взгляд - это мастерство.
Замкнутая, она и зрителям открывается не сразу, постепенно. Всегда одна – не говорить же в стену или невидимую камеру. Этот образ рассказан в поступках и советах, что даются другим. Чуть больше мы сможем понять в самом конце, со слов радиослушательницы, которая ее не узнает, и мудрая Mélina скажет о том, что не получается сделать самой Клэр.
В конечном счете, фильм об одиночестве, не зависящем от людей вокруг, пусть даже влюбленных и внимательных. О границах, детских сокровищах, маленькой комнате и пустоте. О жизни в футляре, единственном, что пришелся впору человеку с открыткой вместо семьи. Теплый, нежный и баюкательный.
P.S.
Прокат у нас в стране пока не планируется, но этот фильм, как и многие другие, можно посмотреть в рамках онлайн-фестиваля французского кино здесь: http://www.myfrenchfilmfestival.com/ru/
Субтитры на 12 языках (нужно зарегистрироваться на сайте) для России бесплатно.
Community Info