desyateryk (d_desyateryk) wrote in drugoe_kino,
desyateryk
d_desyateryk
drugoe_kino

Category:

Берлинале, 7 день. Беднота по-американски. Документальному кино – капут!

Берлинале, 7 день. Беднота по-американски. Документальному кино – капут!



Последние сутки выдались довольно обнадеживающими.

В утреннем показе конкурса сегодня встретились два фантастически непохожих, в каком-то смысле даже диаметрально противоположных фильма.

«Принц Лавина» - новая картина американского режиссера и сценариста Девида Гордона Грина (на самом деле - римейк исландского фильма) – довольно неожиданным образом напомнила мне о классическом грузинском кино. Двое веселых недотеп, дорожных рабочих Элвин (Рауль Рудд) и Ленс (Эмиль Хирш) пытаются нанести раз метку на дороге в какой-то дикой глуши, но занимаются чем угодно, кроме выполнения прямых обязанностей. Заканчивается все грандиозной бухаловкой и актами саботажа. Есть, есть параллели с короткометражками «Грузии-фильма» – правда, у грузинов герои были все-таки не такими раздолбаями. Фильм как фильм. На самом деле такие полукомедии про романтических бедняков появляются регулярно, и «Лавина» ничего нового ни в режиссуре, ни в сценарии, ни в игре не показала.



Разительный контраст – совсем не романтическое кино, также про бедняков, под названием «Эпизод из жизни собирателя металлолома» (Босния и Герцеговина). Я сначала даже не понял, что с этим фильмом делать, как прикажете его понимать. Сюжет предельно прост: в нищей цыганской семье, единственный источников доходов которой – сдача металлолома, - тяжело заболела мать двоих детей, жена того самого металлосборщика. Срочно нужны или страховка, которой у семьи нет, или деньги на операцию: совершенно непомерная сумма в 980 марок. Иначе – смерть. И вот мы весь фильм видим, как бедняки отчаянно пытаются найти выход. Вспоминается фраза Годара в одном из фильмов: «Если бы дерьмо хоть чего-то стоило, бедняки рождались бы без задниц».

А теперь – самое сильное: основные исполнители в фильме играют… самих себя. Более того, они отыгрывают реальную историю, когда-то с ними случившуюся. Эффект сильнейший, при том, что непрофессионалы звучат достаточно безэмоциально – их артикуляция, жесты уступают умению профессиональных актеров насыщать кадр необходимым уровнем страстей.

Здесь, однако, действуют другие энергии. То, что удалось создать режиссеру Данису Тановичу – это чувство ужасающей рутины, которая пронизывает жизнь этих бесправных людей. У них не осталось сил на крик, на гнев, на бунт – они твердят одни и те же слова с одними и теми же интонациями, ни на что особо не надеясь. Но и более того: Назиф Мужич, как и его семья, воспроизводят события, чуть было не погубившие их, как драму неизбывную и вечную, обремененную той же борьбой, которую они вели и будут вести с превосходящей армией житейских обстоятельств. Режиссер лишь выполняет свою часть работы: задает ритм съемками проездов из гетто в город и обратно; уместно и точно показывает дымящиеся доменные печи, свалки, дороги и больничные помещения – вся эта среда семье Мужичей привычна и враждебна в равной мере.

Прием с непрофессионалами не нов. Однако «Эпизод…» - это не просто реконструкция событий, это ведь еще в некотором роде события сами по себе: тот слепок реальности, в который веришь больше, чем в саму реальность. Потрясающее ощущение достоверности делает этот фильм одним из сильнейших в конкурсе. Скажу даже более: этот фильм просто отменяет документальное кино как таковое. Обессмысливает сам термин «кинодокументалистика». Так-то.

Вот такие две картины про бедноту – одна со звездами и немалым бюджетом, другая – с маргиналами в роли самих себя, но вспоминать хочется только вторую.


Оталось всего лишь 2 дня конкурсных просмотров. Достойных фильмов, по моему мнению, три: «Рай: надежда» Зайдля, «Закрытый занавес» Панахи и «Эпизод…» Не так мало.

А вот в опросе журнала «Скрин» аж с 3 баллами из 4 лидирует скучнейшая латиноамериканская чушь «Глория» про любовные похождения немолодой дамы, скучно сыгранной немолодой актрисой. Очень надеюсь, что основное жюри – иного мнения.

Продолжение следует.

Дмитрий Десятерик
Tags: Берлин, кинофестиваль, неигровое кино
Subscribe

  • Короткометражная драма «Арена»

    Не любит массовый зритель неигровое кино. Другое, по настоящему живое, будоражащее мысли и чувства, вырывающее в пугающую действительность из…

  • БЕРЛИНАЛЕ-БЛОГ: «МОРЕ В ОГНЕ»

    БЕРЛИНАЛЕ-БЛОГ: «МОРЕ В ОГНЕ» Извечное противоречие профессии кинокритика: писать о фестивале как положено или как душа желает. Как положено –…

  • КИНОВИКТОРИНА

    17 декабря в Москве состоится премьера кинофестиваля Kinematic Shorts. Lucky 7. В программе шесть историй о любви и принятии себя, которые…

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments