desyateryk (d_desyateryk) wrote in drugoe_kino,
desyateryk
d_desyateryk
drugoe_kino

Category:

Берлинале, 6 день. Много бога. Дурной Дюмон. Картонный Панахи. Страх и ненависть в Иране.

Берлинале, 4-5-6 день. Много бога. Дурной Дюмон. Картонный Панахи. Страх и ненависть в Иране.



Не писал в ЖЖ два дня, потому что особо не о чем было писать. Это эффект любого большого фестиваля: в середине наступает безынформативная пауза, когда открытия и энтузиазм первых 3 дней сменяются некоторой рутиной: время сюрпризов, заготовленных отборщиками под конец, еще не настало, а вот количество посредственных картин непонятным образом возросло. Одним словом, сейчас на Берлинале - этакий глаз циклона. Обманчивое безветрие.

В целом же, похоже, в конкурсе преобладает религиозная тематика. Библейские аллюзии есть в названиях нескольких конкурсных фильмов – «Рай: надежда», «Земля обетованная», «Во имя...», «Монахиня»; последние две работы непосредственно рассказывают о католической церкви. В представленном сегодня новом фильме Брюно Дюмона «Камилла Клодель 1915» тоже много разговоров о боге.


Если говорить о «Монахине», то этот французский фильм – экранизация одноименного классического романа Дени Дидро. В одной из ролей – Изабель Юппер. По своему построению это типичная костюмированная драма; и, хотя режиссер (Гийом Никлу) попытался смягчить некоторые ситуации сравнительно с первоисточником, антиклерикальный пафос Дидро все равно ощутим. Молодая актриса Полин Этьен в роли Сюзанны небесталанна; другое дело, что исторический антураж берет верх и над игрой, и над сценарием: на всем лежит печать тягостного декоративизма, сдобренного мелодрамой.
Не буду говорить ничего ни о «Лайле Фурье» (ЮАР, Пиа Мараис), ни о «Побочном эффекте» Стивена Соберберга. Хотя первый фильм сделан мало кому известным южноафриканским режиссером с еще менее известными актерами, у них обоих один недостаток: они вообще не принадлежат миру фестивального кино. И там, и там - обычнейший мейнстрим, два достаточно банальных триллера без каких бы то ни было рефлексий, вторых смыслов и занимательных авторских решений. Что они делают в конкурсе – ума не приложу. Содерберг, впрочем, раздражает особенно. Мне не постичь ни мотивы Каннского жюри, когда-то осенившего его пресные «Секс, ложь и видео» «Золотой ветвью», ни побуждения отборщиков, регулярно берущих этот посредственный Голливуд в конкурсы. Очень переоцененный режиссер.


Вчера, наконец, дошло и до румынского кино. Плох тот фестиваль, на к конкурсе которого нет румынского фильма. «Детская поза» (Pozitia Copilului, режиссер - Калин Петер Нетцер) – безусловный представитель румынской «новой волны»: ручная камера, социальные акценты, отпечаток документализма. Сын влиятельных родителей сбивает машиной ребенка из бедной семьи; эта беда выявляет многие недуги, которым было подвержено на первый взгляд успешное семейство. Фильм сделан качественно, но история в нем исчерпывается задолго до финала. Высокой драмы, свойственной лучшим работам румын, здесь нет; все слишком узнаваемо и предсказуемо. Заметно, что «румынское кино» начало становиться чем-то вроде кинематографической торговой марки, что новые фильмы кроятся по готовым лекалам. Опасный симптом, с другой стороны – тамошняя киношкола настолько уверена в себе, что порождает уже и крепкое мейнстримное кино.

Сегодня, на шестой день, уровень ажитации заметно вырос: ведь утром для прессы, а днем для публики показывали новый фильм репрессированного иранского режиссера Джафара Панахи «Закрытый занавес»; также прошла премьера «Камиллы Клодель 1915».



Панахи – один из ведущих иранских режиссеров. После участия в акциях протеста у себя на родине в 2010 году осужден на шесть лет домашнего ареста, также ему запрещено выезжать из страны и снимать кино (!) в течение 20 лет. Тем не менее, каким-то чудом ему удалось не просто снять уже второй фильм, а и передать его на фестиваль.



Перед премьерой у Дворца были выставлены фотосилуэты Панахи с надписью: «Я должен быть здесь!» Стояли также активистки – женщины средних лет – с аналогичными лозунгами.

С самого начала было интересно: что может сделать режиссер, который безвылазно заключен в своем доме, которому запрещено, как я понимаю, владеть необходимой аппаратурой и контакты которого сурово ограничены? Оказалось – многое.



Сначала мы наблюдаем, как в некий особняк приходит мужчина средних лет. Приносит с собой в сумке собаку – замечательного пса по кличке Мальчик. Герой обустраивается в доме, начинает писать сценарий. Кажется, что весь фильм так и будет построен на крайнем минимализме: человек и собака, что еще нужно? Но вот ни с того ни сего врываются двое молодых людей – брат и сестра – которые спасаются от полиции. Брат уходит искать автомобиль и не возвращается. Сестра – брат упоминает о ее суицидальных наклонностях - остается и вступает со сценаристом во все более конфликтные отношения. Эта часть фильма - наиболее слабая. Казалось, что все так и увязнет в разговорах, что действие будет поглощено плохо прописанными диалогами, скучноватым театром.
Но затем Панахи совершенно меняет структуру повествования, смещает ее в настолько неожиданную сторону, что сначала даже не успеваешь сориентироваться, что же собственно произошло? Рассказать о дальнейшем развитии фильма сложно будет без спойлеров, а я все-таки надеюсь, что фильм этот рано или поздно дойдет до наших экранов или хотя бы до этих ваших интеренетов. Одним словом: Панахи интересно и парадоксально сделал фильм о том, что происходит у художника (режиссера) в голове. Взял свои сомнения, страхи, неудачи и метания и соорудил из них парадоксальную и непростую историю – вместив в нее не только рефлексию свободы и несвободы, но и исследование механики творчества как такового. То есть - у этого фильма есть не только гражданское, протестное качество; в первую очередь «Закрытый занавес» - это произведение кинематографа, выходящее за рамки общественной актуальности и заслуживает приз просто как один из сильнейших фильмов конкурса. По моему мнению, как минимум Гран-при жюри и (или) приз ФИПРЕССИ Панахи уже гарантированы, да и на «Золотого медведя» шансы высоки.


А что же «Камилла Клодель»? Да ведь это же Брюно Дюмон, друзья мои! Вы что-то ждете от Брюно Дюмона? Я, например, нет. И на этот раз он мои ожидания не обманул (шутка, ага). Поставлю простой раздарженный вопрос: о чем этот фильм? О том, как плохо жилось Камилле Клодель в приюте дл душевнобольных, куда ее семья сдала художницу и где ее сгноила в итоге? Но ради такого простого факта не стоило огород городить – достаточно и статьи в Википедии. Или, может, фильм - о трагедии художника как такового – вне зависимости от того, какой год на дворе? Ну, на такие материи Дюмон не замахивается – слабоват он для этого. Показывать органично гримасничающих душевнобольных по 5 минут – это ему по силам; показыаать неорганичную Жюльет Бинош – в этом он тоже мастак. А вот нормальный диалог в кадре выстроить – это уж увольте. Пускай работает железная пила. Дюмон выше этого. Или просто этого не умеет. У него герои живыми быть не должны ни в коем разе. А вместо в них в кадре – некие говорящие и двигающиеся функции.

Предварительный итог: как и было сказано выше, фестиваль имеет ощутимо (анти)религиозный оттенок, но при этом наиболее заметные фильмы сосредоточены на проблеме морального выбора в условиях, крайне неблагоприятных для того, кто этот выбор делает. Мораль, но не морализаторство – лейтмотив конкурса, который вряд ли изменится уже до вечера наград.

***
Немного атмосферы и статистики. Согласно новейшим данным, Берлинале стал наиболее массовым кинофестивалем в мире, обойдя по количеству аккредитованных гостей и простых зрителей и Канны, и Венецию. Так, за первые 5 дней продано 250000 билетов, а на кинорынке представлено 890 фильмов.

На пресс-конференции «Отверженных» видел Энн Хэтуэй. Удивился, насколько она миниатюрна. Сразу хочется обнять, но не плакать, а защищать от ветра. Головокружительно.

Каждый вечер с 19.00 дворец Берлинале закрывается для простых журналистов, усиливается охрана, пускают только по билетам и специальным приглашениям: это официальная конкурсная премьера. Проход гостей на свою премьеру сопровождается беспрерывным, преимущественно девичьим визгом и дикими воплями, как будто кого-то режут. Причем из знаменитостей, проходящих по красной дорожке, широкая публика знает всего пару звезд. У меня крепнут подозрения, что на самом деле всем этим визгунам и визгуньям доплачивают продюсеры тех фильмов, премьеры которых проходят в тот или иной вечер. Иного объяснения сему психозу я найти не могу.



После утреннего показа фильма Панахи встретил на улице двух девушек – одну иранку, другую немку. Собирают деньги на компанию против смертных казней в Иране. Иранская девушка такая улыбчивая, интеллигентная, все время извиняется за свой английский. Отца повесили.

Продолжение следует.

Дмитрий Десятерик
Tags: Берлин, азиатское кино, кинофестиваль, французское кино
Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments