Glint (glint_way) wrote in drugoe_kino,
Glint
glint_way
drugoe_kino

Categories:

"Возвращение в Брайдсхед", Великобритания-Италия-Марокко, 2008. Реж. - Джулиан Джаррольд

85.53 КБ
Ничего не понимаю. Пытаюсь понять - и нахожу одни противоречия.
Впрочем, если убежденный католик Ивлин Во написал книгу от имени атеиста Чарльза, то противоречия становятся как-то объяснимы.
Красивое кино, ничего не скажешь - "Возвращение в Брайдсхед". Комедию про жизнь в родовых английских поместьях все помнят по "Дживсу и Вустеру", но там, к счастью, не подчеркивался религиозный аспект. Здесь драма главных героев состоит в том, что они хотят быть счастливы без Бога, но мама с детства им внушала безумную греховность подобной идеи.
Действие происходит в тридцатые годы в Англии. Во многом это уже ретроспекция, воспоминания художника о своей юности по прошествии как минимум двадцати лет.
Чарльз, юный художник из бедного района Лондона (Мэтью Гуд), знакомится в Оксфорде с Себастьяном (Бен Уишоу), юношей из старинного аристократического рода.
Отец этого почтенного аристократического семейства вполне счастливо прожил вдали от Брайдсхеда и опостылевшей супруги с ее религиозным фанатизмом всю свою жизнь, страшно греховную с точки зрения любого католика: с невенчанной любовницей-итальянкой! Но на смертном одре папаша покаялся в грехах в присутствии семьи и отдал душу в руки Господа, как и требовала от него многовековая семейная традиция. Юного Себастьяна однажды погубят вовсе не гомосексуальные наклонности, а банальное пьянство и неизжитое чувство вины, вбитое матерью, которая всю жизнь слышала только два голоса - свой и Бога, (причем первый явно выдавался за второй, так как звучал не в пример отчетливей). Чарльза очаровывает таинственная замковая атмосфера английского поместья, возможность "приобщиться" на правах друга Себастьяна к этой жизни, в которой не принято считать денег, ибо это вульгарно, в которой дух роскоши царит над всем столь же естественно, как изысканные манеры, а вино порой приводит к (почти невинным) поцелуям с лучшим другом.
Впрочем, Чарльза держит в поместье вовсе не приятель, а его сестра Джулия (Хейли Этвелл), в которую он не безответно влюбляется.
Мать умудрилась погубить и эту любовь, выдав дочку замуж за католика-американца.
Но время шло, и все могло быть стать иначе, и почти уже стало, если бы не слишком много "но", и на первом месте среди этих "но" - война с Германией, а на втором - все тот же суровый католический Бог, который, разумеется, не допустит, чтобы Джулия и Чарльз были счастливы. Понятно, что образ Бога и строгой, теперь уже покойной матери семейства сплетается в одну большую вину за то, что ты вообще посмел мечтать о счастье в этой жизни. Себастьян пытался утопить чувство вины в алкоголе. Джулия - в самоотречении ради семьи.
Но как, скажите, такой явно антибожеский роман мог написать католик? Ведь в фильме эти противоречия буквально лупят по глазам, обдавая могильным холодом, давя все живое, не давая людям жить спокойно и счастливо! Другое противоречие состоит в неприятии аристократии как класса, но нескрываемое эстетическое любование утонченной роскошью наводит мысль как минимум о зависти. В фильме есть чем полюбоваться, поверьте, начиная от тщательно продуманных костюмов до изысканных интерьеров, от очаровательных британских пейзажей в стиле Гейнсборо и Констебла до знаменитой английской риторики (это когда говорят одно, а подразумевают абсолютно другое). Вид родового имения Марчмейнов можно разглядывать покадрово - настолько красиво это снято, а сцена купания юношей в фонтане напоминает античность.
Аристократизм очаровывает, но аристократия слишком обособлена, чтобы пропускать в свой узкий круг чужаков. Они навсегда останутся "за бортом" этого мира, если не принадлежат к нему по праву рождения. Чарльз искренен в своей страсти к Джулии, равно как и в завуалированном желании стать частью этого недосягаемого для него класса, ненавидимого, насквозь искусственного и затхлого, но при этом по прежнему недоступного. Недосказанность и неоднозначность – ключевая линия фильма.
Кто побеждает в итоге - я так и не поняла... Наверное, все же аристократия и Бог. Именно Он регулирует границы между любовью и верой, ложью и искренностью, семейным деспотизмом, внутренними комплексами и невозможностью найти себя. Даже война не в силах разрушить непреходящие ценности английской аристократии. Что такое жизнь, что такое личное счастье, любовь, страсть по сравнению с семейными и религиозными ценностями?
Пыль под ногами Господа, иней на родовых могилах...</lj-ut>
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments