
Начну с хорошего.
На крупных фестивалях обычно одна и та же проблема: чтобы откопать действительно талантливый фильм, приходится просматривать километры, километры, километры разноязыкой, разноликой, но совершенно одинаковой в своей посредственности половы. Доползаешь практически до конца конкурса, ни на что особо не надеясь, и тут вдруг – как награда за старание – оно. Произведение, о котором хочется подробно писать и с жаром рассказывать.
Необычность этого Берлинале в том, что лучший фильм основного конкурса я уже посмотрел. Вчера поздно вечером, на необъявленном сеансе для ежедневной прессы показали «Рай: Надежду» Ульриха Зайдля. Этот фильм - заключительная часть "райской" трилогии (первыми фильмами были «Любовь» и «Вера»).
Напомню, Зайдль - австрийский режиссер, бывший документалист, ярко дебютировавший в игровом кино драмой «Собачья жара» (Гран-при жюри в Венеции в 2001 году). После долгого спада он вновь оказался в центре внимания с трилогией «Рай». В 2011 году вышла «Рай: Любовь» о приключениях австрийской туристки на секс-курорте в Кении. В 2012 «Рай: Вера» произвел громкий скандал на Венецианском фестивале, возмутив поклонников традиционной морали: главная героиня совершала не вполне пристойные манипуляции с распятием и доходили в своем миссионерстве до исступленного фанатизма. Манера Зайдля претерпела влияние документализма, и поэтому девиации, показываемые им на экране, всегда обретают пугающую убедительность. В предыдущих частях исследовались одержимость сексом и одержимость религией. В «Надежде» история замыкается: главная героиня – Мелани – дочь той самой кенийской искательницы молодой плоти. И, в то время как мама безуспешно ищет приключений в Африке, 13-летняя дочь мается в летнем диетическом лагере.
Если коротко: эта история – о конфликте чувства и закона. Девочка влюбляется во взрослого доктора, доктор играет с ней во вполне невинные игры, но постепенно все обретает черты наваждения. Фильм идеально – просто идеально – выстроен по ритму. Сцены быта, развлечений, проявлений чувств идеально «отбиты» эпизодами торжества дисциплины: изнуряющая физкультура, хождение строем, тиран-тренер, относящийся к своей работе с самым горячим энтузиазмом.
Зайдль в этой картине достиг того уровня легкости и простоты, который присущ только великим мастерам (никаких аллюзий на кунгфуистскую чушь Вонга Ка Вая «Великий мастер», которую я обреченно пойду смотреть сегодня!:-) Он все столь же проницателен как препаратор людской натуры, но при этом стал несколько милосерднее, что ли. В любом случае, «Надежда» - один из лучших романов воспитания, который я когда-либо видел на экране.
Еще угораздило меня посмотреть первые 20 минут «За Маркса» Светланы Басковой. Буду краток. ТАК живые люди не разговаривают. ТАК актеры не играют – если мы вообще о кино говорим, причем о каком угодно кино, хоть мейнстримном, хоть экспериментальном. Но ведь другого и не следовало ожидать, потому что фальшь заложена с самого начала: в фестивальном буклете фильма прямо над портретом Ленина и названием фильма красивая такая строчка: «При финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации».
Вот представьте себе на секундочку – в Чили времен Пиночета выходит фильм с такими названием и тематикой при финансовой поддержке Министества культуры.
Борцуны идейные, ёпта.
Продолжение следует
Дмитрий Десятерик
Community Info