Cinefeelia (cinefeelia) wrote in drugoe_kino,
Cinefeelia
cinefeelia
drugoe_kino

Category:

Путь к Брессону

Робер Брессон - остров в мировом кинематографе. Ему не суждено стать популярным у 14-летних подростков, избравших себе в кумиры его коллег - Феллини, Бергмана, Антониони, Годара. Он не олицетворял свое время, не примыкал ни к неореализму, ни к французской новой волне, хоть и снял первый фильм в 1943 году, прямо в разгар войны, любил снимать на натуре и не брал профессиональных актеров и работал параллельно со своими согражданами-режиссерами - "новыми" французами. В профессиональных кругах Брессона знают и любят, но никогда не носятся с ним, не возводят в культ, не дают верхние строчки рейтингов. В этих самых профессиональных кругах его принято просто тихо любить, как это делали и делают, например, Пол Шрейдер, Александр Сокуров, Андрей Тарковский. Любить как явление, которое никогда не станет модным, потому что оно по-настоящему вечно и поразительно лично. Всего 13 фильмов в толщее самых разных событий 20 века: века кинематографа и века, который Робер Брессон прожил от и до, родившись в 1901 и умерев в 1999. Его фигура огромна,  но к ней нужно пройти определенный путь. 

"Путь к Брессону" - это документальный фильм двух голландских студентов-кинематографистов. Место действия - Канны, Франция. Год - 1983. Робер Брессон получает режиссерскую награду за свой последний фильм "Деньги". Тогда вряд ли кто-то знал, что этот фильм будет его последним. Не знали об этом и молодые ребята, снимавшие фильм, все, что они хотели - прикоснуться к величию, к опыту, к знанию. Фильм их на самом деле не "путь", а не более чем "начало пути". Понимания Брессона в этих 54 минутах нет и не может быть. Хотя для этого есть многое: длинные сцены из его фильмов, разобранные составляющие режиссерского метода, интервью с его почитателями и исследователями, и, наконец, сам Брессон. Материал собран неплохо, но требует куда большего хронометража и вдумчивости, и фильм, конечно, не может в этом аспекте конкурировать с письменными работами о режиссере, написанными тем же Шрейдером, Делёзом, Зонтаг. Или же самим записями режиссера, которые здесь цитируются. Брессон - моралист, интересующийся в первую очередь моральным выбором своих героев. Брессон - формалист, выстраивающий каждый кадр с щепетильностью, о которой зритель в последствии никогда и не догадается. Брессон - автор трансцендентального кино, наряду с Ясудзиро Одзу и Карлом Теодором Дрейером, он ни на секунду не отступает от изображения реальной жизни, но на самом деле показывает сверхопытное, только Бога. Всё это - теоретическая база фильма "Путь к Брессону", всё это знать важно и нужно, но это все равно не дает настоящего понимания режиссера.

Наверняка зная это, двое трясущихся от страха молодых людей, пытаются дозвониться до Робера Брессона из телефонной будки, чтобы взять у того интервью лично. Уже созданный на экране образ режиссера показывает нам человека величественного и самоуверенного. Он подразделял кино на собственно кино и кинематограф. Последнее означало "кино как искусство", первое - увеселение, переродившийся цирк, и хотя режиссер надеется на победу кинематографа, на тот момент, он, судя по всему, относил к нему только себя. А потому видна некая скука человека, представляющего в Каннах-83 свой 13 (и последний) фильм: он, кажется, уже сказал все. Все происходящее вокруг него для него предсказуемо, до вопросов журналистов приходится спускаться. И тем не менее, он соглашается на интервью с двумя молодыми людьми. Они, конечно же, будут задавать глупые вопросы, он будет на них отвечать и попытается чему-то научить молодое поколение: любите искусство, любое искусство, только и всего. И хоть вопросы были глупые, эти двое парней и сами понимают, что нет ничего лучше живого и настоящего Брессона в кадре. Они показали лишь "начало пути", это когда ты открываешь глаза и совершенно неожиданно, впервые, видишь перед собой человека, вот такого, например:

Снимок экрана 2013-02-04 в 13.36.14

... и понимаешь, что безумно хочешь познакомиться с ним, дойти до него. И путь на самом деле и так всем ясен, вот он этот путь: "Ангелы греха", "Дамы Булонского леса", "Дневник сельского священника", "Приговоренный к смерти бежал", "Карманник", "Процесс Жанны Д'Арк", "Наудачу, Бальтазар", "Мушетт", "Кроткая", "Четыре ночи мечтателя", "Ланселот Озерный", "Возможно, дьявол", "Деньги". И я собираюсь пройти этот путь
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

Recent Posts from This Community