Top.Mail.Ru
? ?

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Flag Next Entry
"Ночной портье"
Вечер
britmila wrote in drugoe_kino
Сегодня поговорим о фильме "Ночной портье" (режиссер: Лилиана Кавани, в ролях: Дирк  Богард, Шарлотта Рэмплинг)
Совсем недавно я впервые прочла о нем на страницах одного уважаемого кинофорума.
Я тогда еще высказала некое сомнение...

Дело в том, что у меня с некоторых пор имеется серьезная проблема: я не в состоянии читать либо смотреть произведения, посвященные Катастрофе.
Я не помню в точности, когда случилась со мной эта неприятность, и по какому поводу развилась эта идионсинкразия. Возможно, последней каплей, переполнившей мою душу, стало посещение музея "Яд-Ва-Шем" в Иерусалиме. Возможно. А возможно, что-то иное.
Но!
Факт тот, что последние двадцать лет я не могу заставить себя посмотреть фильм о Катастрофе. Или прочесть о ней книгу. Просто не способна.
Поверьте, я пыталась, пыталась не раз. Бесполезно! Страдаю от физической боли во время просмотра - реальной или надуманной, надолго теряю сон и впоследствии  чувствую себя глубоко несчастной...
В конце концов я сдалась и отказалась от дальнейших попыток,  определив для себя тему Катастрофы как запретную.

Вот и по поводу "Ночного портье" у меня возникли вполне понятные сомнения: фильм неразрывно связан с этой темой.
Но мои оппоненты настойчиво рекомендовали посмотреть его, убедительно аргументируя тем, что Катастрофа подана в сюжете вторым планом, без заострения углов и без ненужной акцентировки. Фильм же сам по себе гениальный, и будет жаль, если он пройдет мимо меня...

И я решилась.

Сразу расставлю все точки над "и": этот фильм о Катастрофе.
Для меня, во всяком случае, однозначно. И неважно, что в нем нет крови, слез, воплей... Нет искаженных, страдающих лиц,  нет заламывания рук...
И заключенные и их палачи двигаются, сидят, лежат с неподвижными, мертвыми лицами. И почти все время молчат. 
Это страшнее. Чем если бы они стонали, умоляли, бесновались...
Так - в тишине - это намного, намного страшнее!

И еще одно.
Благодаря этому фильму я поняла кое-что.
Катастрофа была страшна не только смертью миллионов безвинных.
Страшнее смерти стало унижение. Унижение через которое одни люди проводили других   людей. Унижение, которому не было конца, не было предела, не было дна! Когда человека спокойно, без лишних слов и эмоций превращали в тупое животное, в половую тряпку, в мишень в тире.
А человек этот продолжал молчать.
И главная героиня - молчала.
Молчала, когда металась голой по ванной комнате. Под пулями.
Молчала, когда ее мучитель засовывал ей, скованной, два пальца в рот и водил - туда-сюда, туда-сюда.
Молчала, когда...
Не могу продолжать. 
Ее оглушительное молчание звенит у меня в ушах.

Хотя для большинства зрителей это все-таки фильм о любви.
О великой любви. О ненормальной любви. 
Хотя... Как сказал главный герой: "Нормальный, ненормальный - кто судит?!"
Фильм о страсти.
Страсти палача к своей жертве.
Страсти жертвы к своему палачу.
Той самой страсти, которая лишает человека всего: разума, логики, осторожности и  даже воли к жизни.

Если брать за мерило искусства способность проникать в душу зрителя, то...
Фильм потряс меня. 
И я уже никогда не смогу его забыть.
Даже если очень захочу...


promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

Интересный фильм, хотя конечно неоднозначный...

Неоднозначный, да. Трудно спутать с чем-то...

Давно хочу его посмотреть, но когда встает вопрос что смотреть постоянно забываю о нем!)

ну когда по-настоящему захотите посмотреть - вспомните :)

я вот тоже не могу смотреть фильмы на тему про евреев во 2й мировой ибо уже достала эта тема...что не фильм о войне так обязательно хоть одного еврея да всунут особенно голливуд старается, но это как бы понятно...
а фильм совсем не об этом...вы ничего не поняли...фильм о любви...и ненависти

да уж где что-то понять в фильме.
Мне также непонятно, как можно через свой антисемитизм видеть весь окружающий мир, даже искусство...

Соглашусь с предыдущим коментатором, фильм не о евреях.

Я так понимаю, Ваш комент адресован к предыдущему оратору, никакого отношения к моему посту он не имеет. Так что и говорить не о чем.

Смотрела его в кинотеатре, когда только вышел. Это был настоящий шок. Несколько дней сцены из фильма курсировали в моих мыслях на собственных орбитах. До сих пор не хочу пересматривать. До сих пор очень хорошо помню сюжет, визуальный ряд, крупные планы, особенно Реплинг.

Очень и очень глубокий фильм о психической паталогии.

Это не любовь. Тем более не великая. Болезненная страсть, да.

Любовь это и есть болезненная страсть...

Фильм потрясающий.
Помню когда он вышел, у многих, после просмотра, состояние было близкое к шоковому...
Оценки тоже не равнозначные. От восторга до полного отрицания.
Зрители имеются ввиду, а не критика.

про фильм вы так ничего и не рассказали, всё о себе, да о себе. А фильм замечательный

Открою вам одну эзотерическую (для многих евреев) максиму: свет не сошёлся клином на евреях. Вы очень эгоцентричны, и это мешает вам увидеть лес за деревьями.

согласно торе за деревьями леса нет))))

Очень неплохая рецензия, на мой взгляд. Без пафоса, простыми человеческими словами. Так и надо писать - от себя. Я бы добавила конкретики, но подход мне нравится: не надо писать, что смотрели, напишите, КАК вы это делали. У вас получилось. Если это здесь уместно, мне кажется, ноги вашей особенности растут из того момента, в который появляются собственные дети. Я, например, в школьные годы Закруткина "Матерь человеческую" и "Сотникова" Быкова с упоением читала. Сейчас не могу. Больно. Что касается фильма НП, то он сделал своё большое дело - наплодил продолжателей традиции и развил тему. Первым быть не так уж и трудно, в повторе сложней сохранить здравый смысл. Я видела несколько фильмов с подобной тематикой - им трудно дотянуть. Если, конечно, это не документальное кино. У меня основная эмоция в ходе фильма - закрыть глаза и не смотреть, а после просмотра - тоска и как хорошо, что это только сон.

Я согласна с Вашим видением сути рецензий: не люблю, когда занимаются пересказом сюжета, считаю это нечестным по отношению к потенциальным зрителям.
И по поводу Вашего предположения источника моей идиосинкразии - соглашусь. По-моему, такая острая реакция у меня развилась с появлением моих детей.
Спасибо.

Смотрела 20 лет назад, тогда мне понравилось. Сейчас пересматривать не хочу. Тогда казалось, что болезненные темы - это очень интеллектуально и сложно. Сейчас удивляет, почему мы считаем болезненные темы интеллектуальными, а позитивные темы примитивными.

Все меняется. А точнее - мы меняемся.

Когда я посмотрела этот фильм первый раз (сейчас в моей коллекции "арт-хауса" он числится в категории "мировые шедевры" и я время от времени просматриваю его поэпизодно, целиком не могу, страшно), тут же определила его для себя, как самый страшный фильм всех времён и народов.
Даже "Пианист" Романа Полански не испугал меня больше, чем "Ночной портье"
Очень удивляюсь, как некоторые умудряются в этом фильме увидеть любовь.

кроме любви и смерти там, в общем-то, и нет больше ничего - ни молчания, ни Второй мировой войны, ни преступлений современности.

Портье намного глубже и всеохватнее, чем все это, чем Катастрофа, чем миллионы погибших и сгоревших. как бы зрителям и не хотелось натянуть его на свои шаблоны.

фильм замечательный.
но причем тут евреи?

)))
разумеется, это кино вообще не про Катастрофу.
просто многие из нас, когда поднимается любая тема, связанная с войной и концлагерями, надевают специальные очки "Холокост". это гены, что делать.

После "Тяжёлого песка" не читаю, после "Списка Шиндлера" не смотрю. Сил нет.

P.S. Конечно, клином свет на евреях не сошёлся, но для меня - да. Я не могу спокойно думать о многих десятках погибших только в семье бабушки. У меня могло быть много родни.

Edited at 2013-01-15 07:53 am (UTC)

Да, для меня "Тяжелый песок" тоже стал вехой. "Список Шиндлера" так и не посмотрела.

Дирк Богард

с этого фильма просто влюбился в него

имеется серьезная проблема: я не в состоянии читать либо смотреть произведения, посвященные Катастрофе

Вы - жертва пропаганды. есть мотив побороться за себя

Я не считаю, что моя повышенная чувствительность к этой теме является результатом пропаганды.
Бороться за себя предпочитая в других областях.

Это страшный фильм. И я понимаю как можно быть не способным смотреть связанное с Катастрофой. Сама больная хожу два-три дня после. Но мне очень мешает эта моя неспособность. Получается я не могу находиться рядом с такой важной темой. А ведь надо. И надо уметь, как бы дико это не звучало, не видеть отголосок Катастрофы в каждом проявлении окружающего мира. Хотя он конечно там. А уж антисемитизма и ненависти везде навалом. Мне помогло прочитать книгу Логотерапия Виктора Франкл. Я смогла ее дочитать и не взирая на эмоции, думать тоже. Человек что то вынес для будущего и будущих людей из ужасного прошлого. Это наверно единственное утешение

Понятно. Во многом согласна с Вами.
Но эта тема остается для меня запретной. Пока, во всяком случае. Может, со временем...