Дарья Митина (kolobok1973) wrote in drugoe_kino,
Дарья Митина
kolobok1973
drugoe_kino

Category:

Как мы распределили призы МФКФ-2012 "Дебютное кино" - 1


Промотавшись по планете весь декабрь, я так и не начала писать про фильмы-призеры 6-ого Московского фестиваля короткометражных фильмов "Дебютное кино"  http://www.msff.ru/index.php/ru/shelude-event, где Колобок в сотрудничестве с vlush и lookaround  жюрил в жюри как проклятый, посмотрев за  5 дней фестиваля 62 киноленты:)).  Про внеконкурсную программу я вам уже рассказала достаточно исчерпывающе, теперь, собственно, о лентах, боровшихся за награды.  

Итак, мы награждали дебютные ленты в четырех номинациях      -      игровое, документальное, анимационное и экспериментальное кино.   Что такое "экспериментальное кино", никто так объяснить и не смог,  но отсмотренный материал позволял сделать вывод, что в эту номинацию обычно отбираются ленты, которые хрен запихнёшь в любую другую:))).  Обычно эксперименты дебютантов с художественной формой легко укладываются в детскую формулу "чёрти что и сбоку бантик",  и название фильма-победителя, которому почему-то отдало предпочтение большое (не блоггерское) жюри,     -     "Пейзаж с песком и ящиком" Григория Хишко      -      служило наглядным тому подтверждением.  В общем, фантазия и творческая наглость автора, ухитрившегося красиво и гламурно-открыточно снять строительный песчаный карьер на юге Москвы, может, и заслуживали поощрения:), но всю малину испортила ежевечерняя встреча со съемочной группой.




Вообще, железное правило любого кинокритика    -   никогда не встречаться и не разговаривать с режиссерами и с творческими коллективами кинокартин.  Когда создатель визуального шедевра, скрытые смыслы которого ты готов, ломая голову и мучаясь, угадывать, с циничным смешком рассказывает, что вообще-то он хотел снять стрелялку, но не было ни сил, ни времени, ни бабла, ни желания возиться, и поэтому он красиво снял в разных ракурсах ящик с песком, и "Пейзаж с песком и ящиком" это именно пейзаж с песком и ящиком безо всяких аллегорий и экивоков, любое желание поощрить изысканный визуал-арт пропадает, и чувствуешь себя слегка обосранным одураченным.  В общем, наших симпатий не снискали ни песок с ящиком, ни приторно-бабский кич "Корабли" Анны Ованесовой,  ни ложно-многозначительный и при этом удручающе эпигонский "Флегетон" Вадима Ватагина, продукт вторичной переработки советских кинематографических солярисов и прочих космических апокалипсисов.  Видимо, странная номинация "Экспериментальное кино" так бы и осталась без призера, но отборочная комиссия кинула нам спасательный круг, почему-то зачислив в "эксперименталку" потрясающий 7-минутный мультфильм выпускницы ВГИКа  Стефании Двояк "Девушка-скелет" по мотивам инуитской народной сказки о рыбаке и скелете.  В какой-то степени интереснейшую анимационную технику    -   весь мультфильм нарисован на кальке, сейчас уже не помню, сколько десятков тысяч (!!!) рисунков нужно сделать для семиминутного хронометража,     -    вполне можно назвать художественным экспериментом.  Мрачновато-инфернальный чёрно-белый мультик, препарирующий инуитскую легенду о смерти, заклятии, бренности телесного и бессмертии души,  опрокидывая любые наши представления о раскадровке,  не только спас  номинацию экспериментального кино, но и слегка облегчил бремя нашего выбора анимационных кинолент    -    конкурсные мультфильмы оказались настолько сильными, что, как говорится, глаза разбежались. Если бы ещё и "Девушка-скелет" проходила по анимационной номинации, то перед нами стояла бы совсем непосильная задача:)).

Итак, главная отрадная новость фестиваля    -     несмотря на регулярные ритуальные плачи киноведов и самих аниматоров о затяжном и глубоком кризисе мультипликационной отрасли, анимация    -   пожалуй, единственная российская киноотрасль, за которую можно быть спокойными.  Все представленные на конкурс мультики настолько высокого полета, настолько крепко и профессионально сделаны, настолько зрелы и очаровательны, что выбор лучшего из них стал в значительной мере условностью.  При всей творческой индивидуальности  и неповторимости художественного почерка наших юных мультипликаторов (а точнее, мультипликаторш, ибо из шести конкурсных мультфильмов пять снято барышнями    -     гендерная специализация?...), отчетливо распознавались  две анимационные киношколы:  ВГИКовская и школы-студии "ШАР".   Лично я разрывалась между выпускниками "ШАРа"  Антоном Дьяковым ("Костя") и  Анной Кадыковой ("Крот на море"), отмечая при этом умилительно-нежную работу Веры Мякишевой "Перелётная" о маленькой курочке с большой мечтой    -   научиться летать и отправиться на юг с перелетными птицами.    Если бы было возможно, я бы смело вручила три приза   -   ироничная зарисовка о кротике, жившем грёзами о море,  дорвавшемся до вожделенного пляжа и обнаружившем там вместо прибрежной романтики плотные ряды целлюлитных жоп,  вполне на равных конкурировала с историей незадачливого скелета Кости в современном мегаполисе, но "Костя", помимо искрометной задумки и динамичного сценария, продемонстрировал новаторские возможности современного рисованного кино, и в сочетании со стопроцентно удачным саундтреком  (уже больше месяца в голове играет) стал настоящим мультшедевром. 




 "Костя" собрал весь букет призов, кротика поощрили специальным дипломом зрительских симпатий, "Девушка-скелет" получила первый приз от блоггеров в эксперименталке, в общем, никого не забыли. Искренне рекомендую вам найти в интернете и скачать все мультики-призёры     -    ваши дети будут в диком восторге, а уж о вас и говорить нечего:))).    

К нашему вящему удивлению, самой проблемной оказалась номинация документального кино    -    именно  потому, что сегодня практически на любом фестивале документальная программа неизменно оказывается сильнее игровой.  Мы сразу отсеяли две ленты, по факту не являвшиеся документальными.  Невнятная и бессмысленная тягомотина Эдуарда Бордукова "Кризис", задуманная как бинарная оппозиция двух героев, блаженного бомжеватого лузера, бродящего по обочине жизни, и  офисно-планктонного манагера, мнящего себя успешным бизнесменом, победившим кризис.  Монолог последнего бессвязен и ни о чем,  ученическая съемка а-ля мобильный телефон утомляет зрение и раздражает.  "Личный враг Гитлера" Максима Полякова   -   история об уникальном летчике, дважды Герое Советского Союза Павле Камозине: если бы автор действительно снял документальный фильм о реальном герое, получилась бы вполне достойная и конкурентоспособная лента.  Зачем автору понадобилось разбавлять документальную хронику ходульным игровым сюжетом, осталось для нас загадкой;  сам Поляков пытался охарактеризовать картину как докудраму, но это её не спасло   -   игровые вкрапления напрочь убили впечатление.

Мне, как профессиональному этнологу, конечно, очень хотелось наградить  этнографическую поэму Артура Химченко "Сказание о народе кето"     -    о немногочисленных кетах, живущих в сибирской тайге.   Сам Химченко, по его признанию, полгода провел в тайге, снимая материалы для своего первого фильма. По идее, мог получиться хороший учебный фильм для школьников или студентов-этнологов.  Однако отсутствие режиссерского образования и, что гораздо печальней, вкуса сыграли с создателем картины злую шутку:  полевой эмпирический материал, представляющий в такой документалистике основную ценность,  в ленте Химченко до обидного фрагментарен   -    честно говоря, непонятно, где, собственно, результаты полугодовой таёжной экспедиции.  Вместо ценных видеосвидетельств быта  малого народа   -    пафосные стихотворные вставки,  рисованные  стилизованные заставки-инсталляции, а между ними   -    по минимуму этнографии.  Замысел был хорош, а вот воплощение подкачало:((. 

Выбор большого жюри, увы, был предопределен    -    выпускник ВГИКа Евгений Ховаев  ("Дом самого красивого утра")  снимает на беспроигрышную тему:  главврач хосписа в Тульской области и её пациенты.  Портретная галерея людей, доживающих последние дни жизни,  добрые ангелы-врачи, изо всех сил старающиеся им эти последние дни скрасить, областной хоспис как островок заботы и любви к ближнему,    -     я, если честно, не очень хорошо представляю себе состояние провинциальной онкомедицины и вполне допускаю, что в конкретном медучреждении Тульской области всё так и обстоит, но, хоть убей, стойкое ощущение лакировки предательски не отпускало во время просмотра.  Глаза предсказуемо влажнеют, сердце предсказуемо сжимается,  вот и весь нехитрый авторский расчёт.  Три пережитых мной в этом году кинофестиваля подтвердили непреложную истину:  хочешь гарантированно получить приз     -      снимай об онкологии, не ошибешься.  

Единственная документальная лента, которая, с нашей точки зрения, могла бы рассматриваться как призовая    -     "Люди на холме"  Глеба Клишевича о жителях Волгоградской области, сильно пострадавших от летних ландшафтных пожаров в 2010 году.  О том, как государство помогает погорельцам, и о том, как погорельцы помогают сами себе    -    этакий слепок социума попавших в беду.  Тем не менее, общий уровень документального конкурса был настолько невысок, что решение вообще  не присуждать наград в этой номинации было на редкость единодушным.   Документалистов, таким образом, мы проигнорировали, зато в номинации игрового кино вручили призов больше, чем было предусмотрено.  Об этом    -       в следующем обзоре.         




Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments