Промотавшись по планете весь декабрь, я так и не начала писать про фильмы-призеры 6-ого Московского фестиваля короткометражных фильмов "Дебютное кино" http://www.msff.ru/index.php/ru/she
Итак, мы награждали дебютные ленты в четырех номинациях - игровое, документальное, анимационное и экспериментальное кино. Что такое "экспериментальное кино", никто так объяснить и не смог, но отсмотренный материал позволял сделать вывод, что в эту номинацию обычно отбираются ленты, которые хрен запихнёшь в любую другую:))). Обычно эксперименты дебютантов с художественной формой легко укладываются в детскую формулу "чёрти что и сбоку бантик", и название фильма-победителя, которому почему-то отдало предпочтение большое (не блоггерское) жюри, - "Пейзаж с песком и ящиком" Григория Хишко - служило наглядным тому подтверждением. В общем, фантазия и творческая наглость автора, ухитрившегося красиво и гламурно-открыточно снять строительный песчаный карьер на юге Москвы, может, и заслуживали поощрения:), но всю малину испортила ежевечерняя встреча со съемочной группой.
Вообще, железное правило любого кинокритика - никогда не встречаться и не разговаривать с режиссерами и с творческими коллективами кинокартин. Когда создатель визуального шедевра, скрытые смыслы которого ты готов, ломая голову и мучаясь, угадывать, с циничным смешком рассказывает, что вообще-то он хотел снять стрелялку, но не было ни сил, ни времени, ни бабла, ни желания возиться, и поэтому он красиво снял в разных ракурсах ящик с песком, и "Пейзаж с песком и ящиком" это именно пейзаж с песком и ящиком безо всяких аллегорий и экивоков, любое желание поощрить изысканный визуал-арт пропадает, и чувствуешь себя слегка
Итак, главная отрадная новость фестиваля - несмотря на регулярные ритуальные плачи киноведов и самих аниматоров о затяжном и глубоком кризисе мультипликационной отрасли, анимация - пожалуй, единственная российская киноотрасль, за которую можно быть спокойными. Все представленные на конкурс мультики настолько высокого полета, настолько крепко и профессионально сделаны, настолько зрелы и очаровательны, что выбор лучшего из них стал в значительной мере условностью. При всей творческой индивидуальности и неповторимости художественного почерка наших юных мультипликаторов (а точнее, мультипликаторш, ибо из шести конкурсных мультфильмов пять снято барышнями - гендерная специализация?...), отчетливо распознавались две анимационные киношколы: ВГИКовская и школы-студии "ШАР". Лично я разрывалась между выпускниками "ШАРа" Антоном Дьяковым ("Костя") и Анной Кадыковой ("Крот на море"), отмечая при этом умилительно-нежную работу Веры Мякишевой "Перелётная" о маленькой курочке с большой мечтой - научиться летать и отправиться на юг с перелетными птицами. Если бы было возможно, я бы смело вручила три приза - ироничная зарисовка о кротике, жившем грёзами о море, дорвавшемся до вожделенного пляжа и обнаружившем там вместо прибрежной романтики плотные ряды целлюлитных жоп, вполне на равных конкурировала с историей незадачливого скелета Кости в современном мегаполисе, но "Костя", помимо искрометной задумки и динамичного сценария, продемонстрировал новаторские возможности современного рисованного кино, и в сочетании со стопроцентно удачным саундтреком (уже больше месяца в голове играет) стал настоящим мультшедевром.
"Костя" собрал весь букет призов, кротика поощрили специальным дипломом зрительских симпатий, "Девушка-скелет" получила первый приз от блоггеров в эксперименталке, в общем, никого не забыли. Искренне рекомендую вам найти в интернете и скачать все мультики-призёры - ваши дети будут в диком восторге, а уж о вас и говорить нечего:))).
К нашему вящему удивлению, самой проблемной оказалась номинация документального кино - именно потому, что сегодня практически на любом фестивале документальная программа неизменно оказывается сильнее игровой. Мы сразу отсеяли две ленты, по факту не являвшиеся документальными. Невнятная и бессмысленная тягомотина Эдуарда Бордукова "Кризис", задуманная как бинарная оппозиция двух героев, блаженного бомжеватого лузера, бродящего по обочине жизни, и офисно-планктонного манагера, мнящего себя успешным бизнесменом, победившим кризис. Монолог последнего бессвязен и ни о чем, ученическая съемка а-ля мобильный телефон утомляет зрение и раздражает. "Личный враг Гитлера" Максима Полякова - история об уникальном летчике, дважды Герое Советского Союза Павле Камозине: если бы автор действительно снял документальный фильм о реальном герое, получилась бы вполне достойная и конкурентоспособная лента. Зачем автору понадобилось разбавлять документальную хронику ходульным игровым сюжетом, осталось для нас загадкой; сам Поляков пытался охарактеризовать картину как докудраму, но это её не спасло - игровые вкрапления напрочь убили впечатление.
Мне, как профессиональному этнологу, конечно, очень хотелось наградить этнографическую поэму Артура Химченко "Сказание о народе кето" - о немногочисленных кетах, живущих в сибирской тайге. Сам Химченко, по его признанию, полгода провел в тайге, снимая материалы для своего первого фильма. По идее, мог получиться хороший учебный фильм для школьников или студентов-этнологов. Однако отсутствие режиссерского образования и, что гораздо печальней, вкуса сыграли с создателем картины злую шутку: полевой эмпирический материал, представляющий в такой документалистике основную ценность, в ленте Химченко до обидного фрагментарен - честно говоря, непонятно, где, собственно, результаты полугодовой таёжной экспедиции. Вместо ценных видеосвидетельств быта малого народа - пафосные стихотворные вставки, рисованные стилизованные заставки-инсталляции, а между ними - по минимуму этнографии. Замысел был хорош, а вот воплощение подкачало:((.
Выбор большого жюри, увы, был предопределен - выпускник ВГИКа Евгений Ховаев ("Дом самого красивого утра") снимает на беспроигрышную тему: главврач хосписа в Тульской области и её пациенты. Портретная галерея людей, доживающих последние дни жизни, добрые ангелы-врачи, изо всех сил старающиеся им эти последние дни скрасить, областной хоспис как островок заботы и любви к ближнему, - я, если честно, не очень хорошо представляю себе состояние провинциальной онкомедицины и вполне допускаю, что в конкретном медучреждении Тульской области всё так и обстоит, но, хоть убей, стойкое ощущение лакировки предательски не отпускало во время просмотра. Глаза предсказуемо влажнеют, сердце предсказуемо сжимается, вот и весь нехитрый авторский расчёт. Три пережитых мной в этом году кинофестиваля подтвердили непреложную истину: хочешь гарантированно получить приз - снимай об онкологии, не ошибешься.
Единственная документальная лента, которая, с нашей точки зрения, могла бы рассматриваться как призовая - "Люди на холме" Глеба Клишевича о жителях Волгоградской области, сильно пострадавших от летних ландшафтных пожаров в 2010 году. О том, как государство помогает погорельцам, и о том, как погорельцы помогают сами себе - этакий слепок социума попавших в беду. Тем не менее, общий уровень документального конкурса был настолько невысок, что решение вообще не присуждать наград в этой номинации было на редкость единодушным. Документалистов, таким образом, мы проигнорировали, зато в номинации игрового кино вручили призов больше, чем было предусмотрено. Об этом - в следующем обзоре.
Community Info