u_say (u_say) wrote in drugoe_kino,
u_say
u_say
drugoe_kino

Category:

"Жанна Дильман, набережная коммерции 23, Брюссель 1080" Шанталь Акерман (1975)

  Говорят, что искусство развлекать не обязано. Правильно говорят. Если речь идёт, допустим, о живописи, немногие станут жаловаться, что та или иная картина их недостаточно развлекла. Другое дело - кино. Для большинства зрителей слово "скучный" в отношении фильма звучит как приговор. Обязано ли развлекать кино? Конечно, нет, и лично я всегда предпочитал режиссёров, снимающих без оглядки на зрителей. Но одно дело - снимать без оглядки. А что, если режиссёр намеренно снимет кино, которое измотает зрителя, замучит его и задолбает? Имеет ли право на жизнь такое искусство? Ну, вообще-то любое искусство имеет право на жизнь. Другой вопрос, нужно ли оно кому-нибудь, такое искусство.



  Так вот, я примерно знал, чего ждать от фильма "Жанна Дильман, набережная коммерции 23, Брюссель 1080", и был готов к длинному и, в общем-то, скучному кино, но вот чего не ожидал - так это настоящей трёхчасовой пытки. Я человек привычный, семь часов "Сатанинского танго" меня в своё время не напугали. А тут, значит, передо мной кино о рутинной жизни на автопилоте; кино, в котором самый остросюжетный момент - это когда у героини на плите подгорает картошка; кино, где длинными десятиминутными планами нам рисуют жизнь домохозяйки-проститутки: вот она готовит обед, а вот она принимает душ, а вот она идёт в магазин, а вот она... И так далее. Сначала я решил, что режиссёр над зрителем издевается. Потом решил, что режиссёр про зрителя забыла начисто. И только спустя два часа, когда сидеть перед экраном было уже совсем тяжело, я вдруг всё понял. Режиссёр вовсе не забыла про зрителя. - нет, она сознательно решила его измотать.



    Всё очень просто: форма вытекает из содержания. Как рассказать зрителю об однообразной до тошноты жизни героини? Да прямо в лоб: замучить зрителя за три часа так, чтобы ему самому стало тошно. То есть, не возникает даже вопросов, зачем режиссёр растягивает каждую сцену на пять-десять минут. Это не "Дядюшка Бунми", которого смотришь и думаешь: вот неужели бы фильм многое потерял, если сцену в душе сократить раза в два? А в "Жанне Дильман" длиннющая душевая сцена будет длиться, пока Жанна полностью себя не намылит, а потом тщательно не обмоет. И никаких вопросов, так и надо. Фильм мог бы стать и короче в два раза, но он бы тогда не был таким утомительным. А ведь это удивительно эффективный приём, и когда ближе к концу появляется отвратительно орущий ребёнок, его вдруг очень хочется задушить. В этот миг и понимаешь, как близки вы стали с героиней: ты ненавидишь младенца, она ненавидит младенца, и вам обоим уже блевать охота от такой её жизни, ещё чуть-чуть - и вы кого-нибудь убьёте, и никто из посвящённых вас за это не осудит.



    О самом фильме и мотивах героини можно написать гораздо больше, но я сейчас говорю скорее о зрителе, а не о кино. Понятно, молодая Шанталь Акерман не побоялась замучить зрителя, а в итоге её "Жанна Дильман" получила признание критиков и стала киноклассикой. Но на вопрос "нужно ли кому-нибудь такое искусство" я лично отвечу: такое искусство нужно кинематографу и обществу в целом, но не человеку. Потому что человеку проще выйти из кинотеатра или нажать кнопочку Esc, чем продолжать издеваться над собой, чтобы получить, наконец, этот катарсис, как оргазм после долгого секса с нелюбимым человеком.
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments