desyateryk (d_desyateryk) wrote in drugoe_kino,
desyateryk
d_desyateryk
drugoe_kino

Category:

ДАСТИН ХОФФМАН: «КИНО ДЛЯ НАС — КОВАРНАЯ ФОРМА ИСКУССТВА»

ДАСТИН ХОФФМАН: «КИНО ДЛЯ НАС — КОВАРНАЯ ФОРМА ИСКУССТВА»



Нижеследующий разговор с Дастином Хоффманом состоялся в октябре на Лондонском кинофестивале, куда обладатель двух «Оскаров» приехал в необычном для зрителей качестве режиссера. Его постановочный дебют называется «Квартет». Откровенная слабость (увы) режиссуры компенсируется лежащей в основе сценария историей - столь же красивой, сколь и трогательной - о четырех оперных певцах, бывших знаменитостях, которые живут в приюте для людей искусства и хотят организовать небывалый концерт — спеть, как в молодые годы, квартет из одной из опер Верди; другая сильная сторона – актерский состав – четыре звезды британского кино.

— Дастин, одним из источников вдохновения для вас была документальная лента о настоящем приюте для оперных певцов. Не могли бы вы рассказать об этом?
— Это замечательный фильм, который имеет название «Поцелуй Тоски». Мне о нем рассказал Сэр Роналд Гарвуд, когда я спросил у него об истории написания его пьесы (по которой снят фильм — Д.Д.). «Поцелуй Тоски» был снят в 1984 году. Верди, который был богат и успешен на склоне своих лет, решил построить для себя дом в Милане. Он распорядился, чтобы после смерти оперные певцы и музыканты — а у него было много знакомых, которые уже не играли в Ла Скале и нигде не выступали, — могли жить там. Вот «Поцелуй Тоски» и рассказывает об оперных певцах и музыкантах, проживающих в этом доме.

— А вы советовали своим актерам сначала его посмотреть?
— Я им посоветовал, но они проигнорировали. (смех)

— Однако чувствовали ли вы магию создания кино, взявшись за режиссерскую работу?
— Это моя первая режиссерская работа, не знаю, почувствую ли я такое вновь. Это чувствовали мы все: и съемочная группа, и актеры. Когда снимаешь кино, никогда не знаешь наверняка... Когда снимали «Касабланку», вряд ли кто-то предполагал, что этот фильм станет классикой. Главные актеры отказались, снимали с составом актеров низшей категории... Знаете, вы всегда находитесь в тоннеле, конец которого не видите. Но с этим фильмом произошло то, чего мы не ожидали. Это произошло, когда мы приняли решение задействовать в съемках настоящих оперных певцов на пенсии и настоящих музыкантов - людей, которым по работе не звонили уже 20, 30, 40 лет. Они в состоянии выступать — но им не звонят из-за их преклонного возраста. Так вот, эти люди, в возрасте от 70 до 90 лет, приходили ежедневно с таким зарядом энергии, что съемки проходили по 10-12 часов в день, и для нас это был чрезвычайный, особенный случай, не просто работа съемочной группы. Это была другая тональность.

— Если вдаваться в детали, то в вашем сценарии звучит весьма примечательная цитата из Билли Вайлдера. Почему она вас вдохновила?
— Когда снимаешь фильм, стараешься одновременно выбрать круг зрителей и таким образом ставишь на место зрителя себя. Если бы кто-то мне сказал, что на видео или ДВД есть фильм об оперных певцах на пенсии, я бы не горел желанием его смотреть. Я знал, что наш долг — сохранить энергию, поддерживать интерес зрителя. Я посоветовал актерам просмотреть фильм Говарда Хоукса с Розалинд Расселл и Кэри Грантом «Его девушка Пятница», потому что в диалогах актеров присутствует сильная энергетика, и у нас тоже она должна быть. Я же, в свою очередь, имею записи интервью Фолькера Шлендорфа (немецкий режиссер, знаменитый благодаря экранизации «Жестяного барабана» Гюнтера Граса — Д.Д.) с Билли Вайлдером, на которые тот согласился, поскольку Фолькер время от времени говорил на немецком. И там Вайлдер говорит: «Если ты собираешься рассказать зрителю правду, лучше будь смешным, потому что тебя убьют». Я это запомнил.

— «Квартет» снят по мотивам британской пьесы, там снимаются британские актеры. Получается, вы хотели снять именно британский фильм?
— Нет. Несколько лет назад, во время работы над фильмом «Последний шанс Харви», я подружился с Джоном де Борманом (известный европейский и американский кинооператор. — Д.Д.). После фильма вы обсуждали сцены из картины, и он сказал, что мне стоит попробовать себя в режиссуре. Я ответил: «Найди для меня такую работу, и я вылечу первым рейсом». Он позвонил на следующий день, сказал, что Финола Двайр, продюсер их фильма «Образование», послала мне сценарий. От этого сценария отказался режиссер. Меня попросили его прочитать, и я это сделал. И согласился работать. Порой все решает случай.

— Вы сами отбирали исполнителей?
— Я пришел в этот фильм уже после того, как Том Кортни (исполнитель одной из ролей в «Квартете». — Д.Д.) поговорил о съемках с Роном Харвудом. А Том и Альберт Финни (известный британо-американский актер и продюсер. — Д.Д.) — друзья с самого начала карьеры, они практически одновременно стали звездами. Альберт — благодаря фильму «Вечер субботы, утро воскресенья», а Том — благодаря фильму «Одиночество бегуна на длинные дистанции». Дружба между ним и господином Харвудом длится более 40 лет. Поэтому когда пришел я, Альберта, Тома и Мэгги Смит (исполнительница в «Квартете». — Д.Д.) уже взяли в фильм, потом Альберт не смог продолжить работу. Таким образом, из всех звезд, принявших участие в фильме, я выбрал двоих — Билли Коннолли и Полин Коллинз. Я работал в Лос-Анджелесе, и мне по телефону позволили взять актеров на две роли. Мэгги я видел только один раз. Я ей позвонил, мы друг другу представились, и я спросил, нет ли у нее идей, кто подойдет лучше. Потому что первое, что ты должен делать, когда начинаешь работать режиссером (хоть многие этого не делают) — ты учишься. Почему бы не спросить у хороших актеров их мнение? Они знают лучше кого-либо. И не медля, Мэгги назвала имя Полин Коллинз. Я не видел ленту «Ширли Валентайн». Но видел ее работу с Вуди Алленом («Ты встретишь высокого черного незнакомца»), и она там была прекрасна — обязательно посмотрите. Во время телефонного разговора я сказал: «Мне показалось, что ваш диалог импровизированный». Она ответила, что да, это абсолютная импровизация. Я удивился: «С Вуди Аленом?». Она ответила: «Да, он позволяет мне говорить, что пожелаю». Таким образом я начал работать. Как говорят в Америке, меня запустили и заперли дверь.



— Почему вы все же решили попробовать себя в роли режиссера?
— А почему вы надели зеленую футболку? (на фото выше - ДД)

— Потому что она яркая, и потому, что я хотел привлечь ваше внимание.
— У меня похожая мотивация. На самом деле я хотел сделать этот фильм очень давно. Но порой проходит 40 лет, прежде чем у тебя получается что-то сделать. Вот правдивый ответ.

— А насколько сложно было стать по другую сторону камеры?
— Знаете, когда вы в профессии более 45 лет, накапливаются вещи, которые нам в режиссерах нравятся, и которые — нет. Иногда эти мнения совпадают. Думаю, актеру нужно осознавать такую вещь: когда приходишь на съемочную площадку и видишь, что режиссер стоит и проговаривает слова из сцены во время съемок этой сцены, обычно это очень плохой знак. Ведь это значит, что режиссер в голове эту сцену уже снял. Он точно знает ритм и нюансы, которые должны присутствовать в каждой реплике, и в ином его не убедишь. Обычно такие режиссеры даже не любят актеров и никак не дождутся, пока окажутся в монтажной. И они делятся на две категории: те, которые любят сюрпризы, и те, которые их ненавидят. И именно этому актеры учатся слишком рано. Принимая участие в кино, мы все понемногу выступаем режиссерами, каждый из нас.

— Почему?
— Потому что нам необходимо себя защитить. Человек, который способен думать и который снимается в кино много лет подряд, учится себя защищать, потому что для нас это коварная форма искусства. Нас в монтажную не допускают. Это невероятно. Когда режиссер просит сыграть с определенными нюансами, красками, а ты чувствуешь, что это бред, но все равно делаешь, потому что режиссер попросил, то в монтажной отберут именно этот вариант. И я с уверенностью говорю: когда вы видите плохую игру актера, не спешите его обвинять. Обвиняйте режиссеров, так как именно они отобрали этот кадр.

Дмитрий Десятерик, Лондон — Киев

P. S. В начале недели на сайт моей газеты, где размещено это интервью, пришел нижеследующий комментарий:
Quartet
Denis Khoroshko | 12/25/12
Здравствуйте
Видел статью на вашем сайте про фильм Квартет (Дастина Хофмана) который выходит в прокат в январе 2013
Хотел рассказать вам о своем участии в фильме Квартет. Я играл роль Тадека.
Здесь ссылка на информациюhttp://content.yudu.com/Library/A1urab/RussianUKNovember201/resources/16...
Когда я услышал, что режиссером фильма станет сам Дастин Хоффман я приложил все усилия к тому, чтобы пройти отбор. На кастинге я решил, что буду импровизировать, и убрал полностью текст, который мне дали, чтобы наиболее натурально и органично показать необходимый образ. Моя тактика сработала и спустя несколько недель мне позвонили с радостной новостью, что роль закреплена за мной. Я был на седьмом небе от счастья. Но самое интересное, что для роли нужно было водить машину с правым рулем. Водительские права я получал порядка 10 лет назад в России и почти не водил. Так что камнем преткновения могло стать вождение машины. Но я подключил всех своих друзей и знакомых, чтобы быстро подучили меня. К счастью, оказалось, что на съемках будет машина с автоматической коробкой передач, тогда я немного вздохнул! В первый день съемок меня встретил Дастин Хоффман и неожиданно для меня сделал мне такой комплимент: «Денис, я видел тебя на экране больше, чем ты, возможно, видел меня» Вау! Такого я не ожидал. Я сказал ему «Доброе утро, сэр». На что он ответил с большой душевной улыбкой «Я еще не в том возрасте, чтобы меня называть сэром». «Хорошо»- ответил я, - «тогда я буду называть вас просто Дастин». Так я познакомился с одним из самым великим актеров, обладателя двух Оскаров («Человек дождя», «Тутси» и прочие фильмы. Это его дебютная работа как режиссера. Сценарий основан на пьесе Рональда Харвуда (Ronald Harwood) про четверку оперных певцов, дающих концерт в пользу дома для престарелых театральных артистов. В главных ролях британские звезды, засветившиеся, среди прочего, в "Гарри Поттере" - Мэгги Смит (Maggie Smith), сыгравшая профессора Макгоннагал, Майкл Гэмбон (Michael Gambon), знакомый любой аудитории по роли профессора Дамблдора, и заодно - по фильмам "Повар, вор, его жена и ее любовник", "Сонная лощина" и "Госфорд-парк", а также Билли Коннолли (Billy Connolly) из "Миссис Браун", Том Куртенэ (Tom Courtenay) из "Доктора Живаго" и Полин Коллинз (Pauline Collins) и Шеридан Смит (Sheridan Smith). Я же играю в этом фильме водителя Мэгги Смит.
Денис Хорошко
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments