?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
Мертвец, режиссер Джим Джармуш, 1995
я библию перепишу
loro4ra wrote in drugoe_kino
Мертвец
режиссер Джим Джармуш
1995 год
США, Германия, Япония
в главных ролях Джонни Депп, Гэри Фармер
продолжительность 121 мин. (02:01)

мертвец

«Почему вы уезжаете отсюда? – вопрошает бухгалтера Уильяма Блейка работник поезда, стучащего колесами в самую глушь американского континента конца XIX века, – Ведь эти дороги ведут в ад. Похоже, вам просто хочется присмотреть себе могилу».

Понимает ли на самом деле герой, куда едет? Или он движим бессознательным, почти архетипичным стремлением к саморазрушению, так ярко проявляющимся в человеке текущей эпохи? Все действие фильма похоже на сон. Притягательная музыка Нила Янга, от колдовского звучания которой невозможно оторваться даже в финальных титрах. Проплывающие мимо, бесконечно меланхоличные черно-белые ландшафты. Гаснущий свет как граница перемены декораций...


«Посмотрите в окно. Словно вы по реке плывете, верно? А позже, ночью, вы лежали, смотрели в небо, и поток в голове был неотличим от потока перед глазами. И вы подумали про себя: почему все движется, а лодка стоит?» – продолжает свои вопросы перепачканный сажей и углем машинист-философ. Лодка жизни каждого, кто далек и оторван от первозданной природы, от настоящих, а не искусственных ценностей, действительно замерла в неподвижности.

Всего несколько столетий назад белая цивилизация в погоне за призраком золотого тельца безжалостно уничтожила культуру нескольких континентов. Самобытность и неповторимость Северной и Южной Америки, как и уникальность Австралии, были навсегда стерты с лица земли. Да и первозданность Африки возможно ли считать сохранившейся? По своему беспрецедентному размаху этот чудовищный геноцид можно сравнить только с полным уничтожением культуры неандертальцев кроманьонцами, которым удалось изменить историю планеты где-то тридцать тысяч лет назад. Изменить, чтобы в итоге привести ее к гибели. Безумные техногенные цивилизации в неоплатном долгу перед всем остальным человечеством.

Герой идет по индустриальному городу с говорящим названием Город Машин и наблюдает приметы его развития, которое больше похоже на упадок. Густой дым из трубы. Десятки голов и шкур убитых бизонов. «В прошлом году их отстрелили, по сведениям правительства, уже миллион», – информирует его еще в поезде все тот же машинист. Мастерскую гробов – свежих и аккуратно-стандартных, как близнецы. Мочащуюся под себя лошадь. Настороженных и вооруженных до зубов мужчин. Проститутку, ублажающую неопрятного клиента прямо на людной улице. Грязь, вонь, шум, пьянство. И презрительное высокомерие.

Судьба распоряжается так, что он вынужден бежать из этого цивилизованного ада, спасаясь от погони за своей головой. И всего за несколько дней представления героя о жизни и о себе самом меняются кардинально. Повстречавшийся ему просвещенный индеец, изгой своего народа, по имени Никто, Тот Кто Говорит Громко Не Скажет Ни О Чем, принимая героя за своего кумира, его тезку, уже умершего поэта-мистика Уильяма Блейка, ведет его от сна небытия по пути к познанию своей истинной сущности. Мертвым и спящим приехал Уильям Блейк в этот дикий край, воскресшим и проснувшимся он его покидает…

Робкий и стеснительный юноша превращается в хладнокровного воина, не испытывающего ни эмоционального подъема, ни приступов рефлексии при защите своей жизни от покушающихся на нее убийц: выживание становится для него повседневностью. «Я устал», – утомленно морщится беглец, привычно пристреливая очередного охотника за своей головой и обещанной за нее, с каждым днем все возрастающей, наградой. Его тело нашпиговано пулями, одежда окровавлена, он не помнит, когда в последний раз принимал пищу, но с его губ слетают не жалобы или ругательства, а стихи его мистического тезки.

И каждая ночь, как и каждое утро,
Приносит рождение тех, кто умрет.
И в их череде день за днем, поминутно
Рождается тот, кто потом оживет,
Своим появленьем развеяв, как тучи,
Нашествие тьмы… *

Именно с тем, кому дано развеять тьму, и ассоциирует теперь себя герой повествования. Никогда человек не бывает так жив, как умирая в объятиях дикой природы в борьбе за свое существование. Недаром еще в начале пути, вкладывая в руки своего спутника оружие, индеец Никто обещает ему: «Это оружие заменит тебе язык. Ты научишься говорить при помощи него. И твои стихи будут написаны кровью».

Индейское поселение, куда пребывают в конце пути Уильям Блейк и Никто, разительно отличается от Города Машин. Перед взором умирающего от ран героя встают картины красоты и покоя. Нарядная одежда индейцев с множеством украшений. Религиозные символы. Ребенок, качающийся в колыбели. Занятые неторопливой работой люди, которые проявляют искренний интерес к новоприбывшему. Над головой опустившегося на землю от боли и усталости мужчины широко простирает свои крылья расписная деревянная птица – индейский символ благодарения.

Поиск пищи души – это счастье.
По пути за ней следуй голодным,
Тогда духи укроют в ненастье
И одарят жнивьем плодородным… *

Как погребают своих покойников белые? Закапывают мертвецов в землю. Индеец готовит своего кумира для единения с природой. Он снаряжает его в морское путешествие, торжественно облачая в нарядные, праздничные одежды и заботливо выкладывая расписное каноэ ветками кедров. Над головой героя раскидывается бесконечное небо, а по бокам лодки плещутся мягкие печальные волны, по которым накрапывает мелкий дождь, сопровождаемый редкими криками чаек... И отправляется он на встречу с вечностью уже живым…

* – переводы с английского отрывков из стихотворений Уильяма Блейка мои

Лариса Баграмова, 2012


promo drugoe_kino сентябрь 26, 03:11 4
Buy for 100 tokens
Несколько лет назад на международном кинофестивале документального кино "Послание к человеку" появился замысел программы игрового кино. Идея была проста - через популярность игрового кино привлечь внимание зрителя к документальным картинам. Составить программу, получившую название…

Кто эти отзывы пишет?

* – переводы с английского отрывков из стихотворений Уильяма Блейка мои

Лариса Баграмова, 2012

Это не тот фильм, о котором можно писать традиционные рецензии. С анализом символики, подводных течений и прочими нюансами. ИМХО.

писать можно.
читать - нет.

позвольте полюбопытствовать, первое стихотворение в вашем т.н. "переводе" - это "Every night and every morn some to misery are born..."?

Мне фильм не понравился, хоть и считаю себя человеком искушенным и в мистике и в синематографе.Это как раз тот момент когда режиссер сидит и выдавливает, выдавливает, а вылезает простите какашка.

Забавно сочетается употребленное вами слово "какашка" с вашей как бы искушенностью и претензией на интеллектуальность. )

(Deleted comment)
Странный отзыв, конечно) Фильм мне скорее понравился. Напоминает неторопливые размеренные погружения в себя в восточном кинематографе.

Если бы это был очередной фильм о противопоставлении древних языческих культур западной цивилизации, он никогда бы не стал таким, извиняюсь, культовым.
Не задумывались о том, почему высокодуховные индейцы изгнали Никто из своих рядов? Почему он такой же изгой и скиталец, как Уильям? Да и где вы там увидели "картины красоты и покоя" в грязной индейской деревне, ума не приложу: выглядит она настолько же отталкивающе, как и Город Машин, если не более.
Короче говоря, вы очень сильно всё упростили.

> высокодуховные индейцы
взоржал с идеализирования индейцев.

Я бы не стал так поверхностно прикасаться к этому фильму. Он очень глубок и многослоен. Для меня входит в 10-ку самых любимых, а учитывая специфику поднимаемых тем, может и самый любимый. К сожалению, ваша рецензия больше напоминает чувственный пересказ фильма.

...глупый белый человек...

там еще одно слово было в оригинале)

рецензия понравилась, хотя с ней особо и не согласен и фильм смотрел давно.
Но подумать про это кино интересно.
Когда смотрел - фильм не нравился, и даже был удивлен шумихой вокруг него, но послевкусие мощное. Человек обреченный на смерть едет к месту умирания, а ему мешают охотники за его головой - какой-то парадокс в центре сюжета.

Да, есть фильмы, которые хороши именно послевкусием.

заворожили своим рассказом :)

(Deleted comment)
Спасибо )) А "глупую критику" я давно уже не слушаю.

Моей давней знакомой, не очень знакомой с синематографом, во времена торговли дисками прямо на остановках автобусов, продали этот фильм как фильм ужасов с Джони Депом, она была очень разочарована..:(

Мне как-то порнуху продали под видом мелодрамы ))

Первая рецензия на "Мертвеца", которая близко совпадает с моим ощущением фильма. Про перерождение главного героя.

Приятно, когда кто-то думает и чувствует так же.

отпишусь-ка я пожалуй от этого комьюнити. Хотя бы ради Джармуша :)

а ради кого впишитесь обратно? ))