?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
По одёжке встречают
Groucho
alexander_pavl wrote in drugoe_kino
Накануне Рождества приятно пересмотреть что-то хорошо знакоме, уютное, красивое, доброе... И по возможности, умное. Например – фильм Хельмута Койтнера «Платья делают людей (По одёжке встречают)» - Kleider machen Leute - по новелле Готфида Келлера, впервые опубликованной в 1874 году. Этот фильм, вышедший на экраны Третьей Империи в 1940 году, был свадебным подарком актёра Хайнца Рюмана своей молодой жене Херте Файлер. Сам Рюман сыграл главную роль, а роль возлюбленной главного героя исполнила, конечно, именно фройляйн Файлер. Хайнц Рюман был популярнейшим актёром немецкого кино, собственно, он до сих пор самый популярный актёр по опросам публики в Германии. Его любят все, и его любили все, всегда – именно за такие фильмы.

Bild_01 Bild_02

А для постановки он пригласил молодого, но уже успевшего дискредитировать себя в глазах нацистов, режиссёра Хельмута Койтнера, которому предстояла долгая творческая жизнь с великими свершениями и удивительными провалами. И выбор Хайнца Рюмана был точен. Именно Койтнер, с безупречным чувством стиля и неснобистским интеллектуализмом, мог сделать «фильм для всех», очаровательный фильм-подарок юной влюблённой женщине.

Bild_03 Bild_04

Снегопад, засыпающий маленький немецкий городок. Тесные улицы, зимний сумеречный свет, едва пробивающийся сквозь замёрзшие окна, уютный огонь в гостиничном камине и нищий безработный подмастерье-портной, чьё состояние – прекрасно сшитый фрак (клиент, которому фрак оказался не по фигуре, попросту отказался от заказа), и которого из-за фрака горожане принимают за русского графа, путешествующего инкогнито... Сам портной никого не интересует, но фрак! Это знак, символ высокого статуса, и местные богатеи кланяются фраку, наперебой стремятся угодить высокопоставленному лицу. Немного напоминает «Ревизора», не так ли? Но это не «Ревизор», и подличание горожан перед воображаемым величием вполне бескорыстно. Да и портной Венцель – вовсе не Хлестаков, ему неприятно играть чужую роль, и он втягивается в интригу, только попав под чары прелестной дочери городского советника.

Bild_05 Bild_06

Всё кружится в то затихающей то вновь поднимающейся метели, дрова в камине потрескивают, паштет и гусь с яблоками рапространяют аромат по всей зале маленькой гостиницы с низкими потолками, дамы в кринолинах по последней моде 1827 года, а кавалеры... Ну, они тоже стараются соответствовать, хоть и не без некоторой провиницальной неуклюжести. Хорошо всем знакомая история, которую дети читают на уроках немецкой литературы, оживает в фильме Койтнера и Рюмана, как будто рассказанная в первый раз – и сохраняет при этом оттенок отстранённой эпичности, неизбежно сопутствующий хрестоматийной классике.

Bild_07 Bild_08

При желании, памятуя, насколько плохо Хельмут Койтнер относился к нацистам, в язвительной констатации «по одёжке встречают» можно углядеть выпад против нацистских маскарадов, когда сторонники Гитлера представали перед публикой то в роли революционеров, то в мундирах наследников Фридриха Великого, то в языческих древнегерманских шкурах, не являясь, по сути, ни революционерами ни язычниками. Да и появление нагой Царицы Савской в сонной грёзе Венцеля, конечно же, осознанная провокация против тогдашней ханжеской цензуры, озабоченной «приличиями». Но высматирвать подобные кукиши в карманах в Kleider machen Leute как-то не очень интересно. Койтнер делал фильм так, как будто никакого нацизма за пределами съёмочного павильона нет, даже польский граф новеллы Келлера заменён на русского графа Строганофф... Впрочем, это ведь был 1940 год, период недолгой, но тесной дружбы Гитлера и Сталина, когда в Германии снимались биографические мелдодрамы о Чайковском и экранизации повестей А.С.Пушкина, а в Москве, в Большом Театре, ставилось «Кольцо Нибелунгов» Вагнера.

Bild_11 Bild_12

Я люблю этот фильм, мне нравятся песни, которые в нём поются, нравится история, нравится, в конце концов, сама аура этого фильма, милого, доброго, слегка меланхоличного рассказа о той Европе, которой уж нет, да и была ли она когда-либо...

Bild_09 Bild_10

promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
Где бы его взять посмотреть только..

Ох, не знаю. У меня официальный ДВД.

Да, замечательные фильмы тогда делали в Германии. С Рюманом есть ещё прекрасная «Die Feuerzangenbowle» (его парадная роль), или Мюнххаузен с Гансом Альберсом — тоже шедевр.

Забавно, что по роману, послужившим основой для «Die Feuerzangenbowle», был десять лет ранее поставлен фильм So ein Flegel, тоже с Хайнцем Рюманом в главной роли (вернее, в двух главных ролях) и тоже очень, очень неплохой. Но сюжет немного другой.
А после войны Рюман много и хорошо снимался, но лучшая послевоенная роль (по-моему) в "Это случилось ясным днём" по Дюрренмату, про охоту на психопата, убивающего детей.

Спасибо, здорово написали, посмотрю обязательно. Может быть, посоветуете ещё что-нибудь с этим актёром и режиссёром?

У Койтнера все фильмы нацистского периода - очень хороши, а потом он стал снимать очень холодно и равнодушно, хотя каллиграфично, эффектно. Впрочем, даже в послевоенном кино у него есть яростный, ледяной шедевр, современная версия "Гамлета" под названием "Остальное - молчание". Ну, а в нацистский период - "Романс в миноре" с Марианнной Хоппе и "Большая Свобода, номер семь" с великолепным Хансом Альберсом, этот фильм Министерство Пропаганды запретило.
Что касается Хайнца Рюмана, то его "лучшие" фильмы займут не один десяток. Он, собственно, ни разу плохо не играл.
Но если самое-самое, то я больше всего люблю "Трое с бензоколонки" (хотя там у него не главная роль, но фильм прелестный и песни замечательные), "Я и императрица", "Соломенная шляпка", "Человек, который был Шерлоком Холмсом" (сценарий плохой, но Рюман и Альберс замечательные, спасают фильм), "Платье делает людей", "Ну и парень", непременно "Кружка пунша (Die Feuerzangenbowle)", "Пять миллионов ищут наследника", "Это случилось ясным днём", "Патер Браун - черная овца в стаде", "Если отец с сыном" (жуткий кич, можете в меня плеваться, но перформенс Рюмана в этом фильме безупречен).

большое спасибо, буду знакомиться

а какой классный из Рюмана патер Браун!

О да! Кстати, ту драку на пирсе в "Патер Браун: он не может остановиться" Хайнц Рюман ставил сам.

Edited at 2012-12-23 06:50 pm (UTC)

Да уж,после долгих поисков так и не обнаружил,в сети есть только послевоенные фильмы Койтнера...

Жаль. На мой взгляд, его лучший фильм - "Большая Свобода, номер семь" про поединок стареющего льва с молодым самцом из-за женшины.
Кстати, эта гамбургская пивная - "Большая Свобода, номер семь" - до сих пор работает и очень популярна.

Нужно будет посмотреть,хоть что-то,но все предложения которые есть на торрентах фильмы после 1951 года.

Как я уже говорил, "Остальное - молчание" очень хорошее кино, да и "Генерал дьявола" и "Капитан из Кёппеника" весьма неплохи, хотя несколько театральны. Весрнее, стилизованы.

  • 1