Cinefeelia (cinefeelia) wrote in drugoe_kino,
Cinefeelia
cinefeelia
drugoe_kino

Category:

Хижина в лесу | The Cabin in the Woods (2011)

"Хижина в лесу" - несомненно, отличный повод, чтобы поговорить. Полгода прошло с момента его выхода в России, а сказано уже столько, что фильм кинолюбители отложили на далекую полку с надписью "исчерпанные до дна". Тут, конечно, надобно переждать какое-то время и только тогда говорить о нем вновь, не рискуя услышать в свой адрес утомленные вздохи. Всё указывает на то, что через пару лет фильм успешно переползёт на соседнюю полочку, где лежат фильмы "культовые". Тогда и разговор будет немного иной. И все же я решусь потревожить этот фильм еще раз, прямо сейчас.

sexy wolfy

Пересказывать сюжет "Хижины в лесу" - дело довольно неблагодарное и опасное. Можно сказать, что это фильм о 5 подростках (один из них, на секундочку, - Тор), которые поехали в некий никогда не виданный ими загородный дом, куда-то, где не берет GPS. Ну, а еще этот фильм о таинственных белых воротничках, вернее, даже о двух вполне конкретных белых воротничках (один из них тоже не просто так, а Ричард Дженкинс), чья работа и опасна, и трудна, и не очень понятна. В общем-то, они следят за тем, чтобы отдых в загородном доме прошел ровно так, как и ждет того ... толпа пришедших в кино за адреналином людей. Я сейчас не спойлерю, нет-нет, данная двойная конструкция фильма совершенно не секрет. В руках создателей есть и еще козыри, их я раскрывать не буду. Остановимся же поподробнее на конструкции фильма вообще, которая является одной из главных его загадок, по совместительству главным развлечением и главным объектом для анализа.

Для начала, не очень понятно, что же за жанр перед нами вообще. По всем внешним признакам - фильм ужасов. Подростки мрут, с ними и так все ясно. Клише жанра аккуратно выстраиваются и выполняются. Зомби вполне себе кровожадны, металл в их (кхм) руках все так же беспощаден, а герои неосторожны. И все же все это не работает. Не работает, как фильм ужасов. Многие ставят это фильму в вину, но это совсем не правомерно. "Хижина в лесу" просто не может быть пугающим фильмом по определению: выскакивающие все чаще и чаще твари из-за углов, как бы примитивны они ни были, работают только в том случае, если зритель в какой-то момент становится, грубо говоря, 6 подростком. Парнем рядом. Как бы ни были глупы герои, какими бы все более стереотипными ни становились, эффект присутствия - вот основа страха. И именно потому, как минимум один герой (успешного!) слэшера всегда будет приятен и адекватен. Приятные герои в "Хижине" есть, но эффект присутствия рушится на корню. В первой же сцене: ведь фильм мог бы начинаться с подростков, собирающихся в путь, но вместо этого первые, кого мы видим - кукловоды, и более того, мы с самого начала примерно начинаем понимать, о чем они толкуют.

Но если "Хижина в лесу" - это не фильм ужасов, то что же? Оммаж на фильмы ужасов, может быть, пародия, комедия на основе деконструкции жанра? Для всего этого в фильме достаточно материала. Вполне откровенный стёб перемежается тонким и не очевидным. Герои за какие-то двадцать минут прямо на наших глазах превращаются из обычных студентов в ходячие типажи. Почему это так? Ну, одна из них, скажем, покрасила волосы незадолго до начала событий фильма. Да вот беда, краска-то не простая, а чудодейственная: и прямо на наших глазах девушка тупеет. Или как превратить вполне рассудительное желание героев "держаться вместе" в столь необходимое "давайте разделимся"? Все просто, используйте парочку хим. препаратов. Хим. препараты - тоже, к слову, самостоятельная тема для иронии. Что и говорить, создателям хватает и остроумия, и насмотренности. Например для того, чтобы тонко повозмущаться, что тема водяных в жанре так плохо освоена. Или чтобы правильно применить Сигурни Уивер. И все же, "Хижина" - не оммаж и не пародия, если первый уровень фильма - вполне себе фильм ужасов, второй - неплохая деконструкция жанра, то оба вместе в сочетании с третьим уровнем дают уже совершенно другой итог.

Да, в фильме ровно три уровня. И это далеко не единственный повод, чтобы оценить маниакальную пунктуальность, временами даже переходящую в стерильность авторов. Весь фильм делится ровно на три части, каждая из которых идет практически ровно по 30 минут. И переход от одной части к другой знаменуется кодовой фразой: "начнем вечеринку!" А после все переворачивается с ног на голову. Перед нами аккуратно и талантливо выверенный фильм-концепт, иронично, что у режиссера и фамилия обязывающая - Годдар. Однако, концепт хорош лишь тогда, когда имеет посыл, в противном случае он превращается в "интеллектуальный онанизм". И посыл этот есть. Снимая фильм ужасов, одновременно выходя за его рамки и ирониризируя, Годдар отчетливо изображает на экране не деконструкцию жанра - деконструкцию самого зрителя. Сажая его не в домик к героям, а над (или, если следовать мифологии фильма - под) всем происходящим. Зритель гол, зритель выхвачен из темной массы кинозала. Все эти лукавые подмигивания не просто в тьму, вам - конкретно каждому. Зритель - божество, которое точно знает, за какой жертвой оно пришло сюда, и которому обязан угодить создатель фильма. Что будет в противном случае нам показывают. Но слишком очевидно, что режиссер данного фильма обрел другой уровень свободы: он откровенно мухлюет, принося в жертву не то и не в той последовательности, откровенно посмеивается над нами и в конечном итоге все равно выходит победителем. В общем, волки-то остались сыты, а то, что они на самом деле овцы, это уж кто догадается, тот и молодец.
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments