Glint (glint_way) wrote in drugoe_kino,
Glint
glint_way
drugoe_kino

Categories:

"Про уродов и людей", Россия, 1998. Реж.- А. Балабанов


Вчера довелось мне посмотреть очередное артхаузное кино, скандальное и страшное. Люблю я такие фильмы, не пустые они. Фильм Алексея Балабанова "Про уродов и людей" снят целиком в винтажной сепии, и с титрами, разделяющими "главы", как в старом кино. Сюжет сам по себе жутковатый и страшный: фотограф Иоган с пустыми глазами-"объективами" (С. Маковецкий) снимает бдсм-порно для скабрезных открыточек вместе со своими помощниками (В. Сухоруков, В. Прохоров). В подпольной студии сверкают упругой молочно-розовой наготой груди, ноги и попы юных прелестниц, которых под взглядом старинного объектива хлещут плетками и розгами.
С натуралистичной садо-мазой откровенно контрастирует неспешная жизнь двух обычных питерских семейств. В первой - папаша-инженер, традиционно разводящий псевдолиберальное ля-ля за тарелкой супа, его дочь Лиза, сама невинность и "кисейная барышня", тайком покупающая те самые открыточки из студии в подвале ее дома, да хамоватая прислуга Груня (по ходу сестра Иогана, о чем никто не догадывается). Жених Лизы, Путилов, молодой человек с изысканно-аристократической внешностью поэта-романтика, послушно крутит ручку киноаппарата для все того же подвального "синематографа". Во втором семействе слепая мамочка, регулярно отказывающая супругу в плотских удовольствиях, распевает романсы с приемными близнецами-китайчатами, Толей и Колей. Близнецы эти - "сиамские", сросшиеся нижней частью тела. Они на редкость музыкальны и обладают дивными голосами.
Горничная Груня помогает папаше Лизы быстро отправиться на тот свет - после того, как в завещании появляются строчки о том, что всем имуществом до замужества Лизы распоряжается она. Пара фоточек, ("смотрите, что я у вашей дочки нашла!"), инфаркт, и вот уже в огромную квартиру покойного инженера вселяется вся шайка, пародийно похожая на воландовскую свиту. Даже красавчик-оператор, самозабвенно служащий музе порно-синематографа, - подчеркнуто"клетчатый", как Коровьев. Теперь уже обнаженная Лиза стонет и корчится под банными розгами, а статус "невесты" больше не актуален: "Венчаться не будем!" - резюмирует Йоган, ныне гражданский муж обманутой девушки (Динара Друкарова). Послушное и безропотное поведение жертвы всегда провоцирует насилие, но любая жертва постепенно превращается в чудовище.
А может, ей именно этого и хотелось?...
И это, что характерно, тот самый утонченный и аристократичный Серебряный век, в котором рефлексирующие чеховские интеллигенты в отчаяньи заламывают руки , а декаденты и акмеисты создают возвышенную поэзию! Балабанов последовательно и жестко развенчивает один за другим мифы о Серебряном веке, а его многочисленным "уродам", которых явно больше, чем "людей", позавидовал бы и Босх с его больным воображением. Впрочем, именно тогда, на рубеже веков, впервые заговорили открыто о "тайном очаровании порока".
Фильм Балабанова - как раз о пороках, да. Но только без "очарования".
Йоган-Воланд в исполнении Маковецкого потрясающе лишен мимики: застывшее безразличие, почти неподвижные зрачки-пуговки, за любое несогласие - пуля в лоб без вариантов. Его лысый помощничек Виктор Иванович, которого играет Сухоруков, щерится редкозубыми улыбочками, успешно ища "натуру" для съемок. Симпатичный и умный врач Стасов, муж "слепой мамочки" Кати, быстро убирается пистолетным выстрелом; Виктор Иванович беззастенчиво задирает юбку слепой дамочке, осматривая ее, как годный товар, а она вдруг проникается безумной страстью к этому извращенцу, которого я про себя назвала "Фаготом"...
Но больше всех его интересуют близнецы, которых он называет "уродами". Он снимает мальчишек голыми, потом заставляет принимать участие в закрытых салонных концертах и спаивает водкой. "В лунном сияньи снег серебрится", - выпевают хрустальные детские голоса-колокольчики, а дальше детская рука, одна их четырех, одним выстрелом убивает "Фагота". Они уезжают "на Восток" в поисках лучшей жизни, но к тому времени один из милейших мальчишек становится хроническим алкоголиком, и однажды умирает на руках своего брата-сиамца от передозы спирта...
Смерть правит балом, и бдсмный Эрос валяется в грязи, раздавленный Танатосом.
Лиза сбегает "на Запад", где счастливо предается в борделе садомазохистским утехам.
Интересно, что темная сторона человеческой природы здесь настолько убедительна и естественна, что в итоге побеждает, увы.
Йоган уплывает по Неве на тающей льдине в неизвестном направлении. Впрочем, он же дьявол, а, стало быть, вечен и не уничтожим. Неужели дьявол не умеет ходить по воде? Подумаешь, мелочь какая ...
В каждом человеке живет урод, напоминает Балабанов. Можно вырастить его в себе до размеров сиамского близнеца, и он в итоге убьет в тебе все живое. Для кого-то это сюжет о всевластии зла, для кого-то - метафизическая притча о растлении невинных. Зло, увеличенное под лупой до гигантских размеров, может кого-то подчинить себе, но может и заставить содрогнуться...
Не хотелось бы делать более общих выводов, например, писать о том, что это "фильм о России, которая спивается, убивая в себе лучшее, плодит уродов и превращается в бордель". Впрочем, здесь надо помнить, что фильм снимался в 90-х. Потом были еще "Брат" и "Брат-2". Не о сиамских близнецах, конечно, но какая-то аналогия есть.
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 85 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →