Дарья Митина (kolobok1973) wrote in drugoe_kino,
Дарья Митина
kolobok1973
drugoe_kino

Categories:

Призы Московского фестиваля короткометражных фильмов "Дебюты-2012" распределены


Для меня всегда самое интересное на фестивале   -    страновые программы, поскольку именно они позволяют оценить не только тенденции развития мирового кинематографа, но и вообще чем живет мир, изображенный без клише и штампов, методом включенного наблюдения.

Обширная и разнообразная программа латиноамериканского кино, отобранного для МФКФ, весьма неровная, но лучшие её участники, безусловно, достойны номинаций на любом серьезном кинофоруме.  Сам формат короткометражек, к сожалению, практически исключает возможность их приобретения для широкого проката, что крайне несправедливо в отношении лучших образцов латиноамериканской программы, таких, к примеру, как 11-минутная драма перуанца Хулио Рамоса  "Доктор, не подвезёте?..."   Хирург перуанской больницы вынужден "бомбить" на дороге, чтобы оплачивать лечение душевнобольной матери. В один прекрасный день в его машину вламываются неожиданные пассажиры   -   подстреленные в ходе бандитской уличной  разборки местные мафиози.  У доктора, дававшего клятву Гиппократа, не возникает никаких сомнений в необходимости оказания помощи пациентам, явно находящимся не в ладах с законом, но вот врученная ими в качестве вознаграждения толстая денежная "котлета" (несмотря на то, что она как нельзя кстати, поскольку платить за дальнейшее содержание матери в стационаре доктору нечем) повергает его в тяжелые раздумья о соотношении законности, морали и других непростых материях.  Вместить в 11 минут хронометража детектив, социальную драму, тончайшую психологическую зарисовку и притчу    -    высший пилотаж режиссуры.



Кубинский режиссер Даниэль Квитко (судя по фамилии, этнический еврей)  снимает милую зарисовку"Русская ария" о подготовке молодого кубинца к международному оперному конкурсу      -    чернокожий парень разучивает арию Ленского под руководством пожилой кубинской оперной дивы   -    знаменитой Марии Евгении Барриос.  Великая русская опера, звучащая где-то у экватора в западном полушарии,  реальная прима-звезда в главной роли, необычное звучание русских слов в устах темнокожего тенора, местные кубинские заморочки с выездом на европейский конкурс    -   всё это придает картине особый тёплый шарм.

4-хминутная (!!!) лента чилийца Рамона Анхеля Асеведо Арсе (Ракара)  "Путешествия Ракара, 15 лет спустя",  изображает популярный у фотографов, кинодокументалистов и других визуалистов прием    -    съемки одних и тех же людей и одной и той же местности спустя много лет.  Любовно и с легким юмором фотограф-документалист показывает простых чилийцев 15 лет назад и сегодня   -   тех же самых людей в той же самой обстановке.  Герои его фильма изменились  и постарели, обзавелись сединой и морщинами, а вот интерьеры не поменялись ничуть, да и облик чилийской деревушки олицетворяет застывшее время....

Колумбийские короткометражные ленты, присланные на фестиваль, почему-то все посвящены проблеме старости и смерти    -    понятно, что простое совпадение, но получилось забавно :).  Две совершенно очаровательные, пронзительные ленты о человеческой немощи, одиночестве и попытках избавления от него, красоте и трогательности отношений людей, проживающих последние годы и дни жизни.  Диане Монтенегро Гарсии в 15-минутной короткометражке "Магнолия" удалось, не изменяя вкусу и чувству меры, показать даже что-то вроде эротизма взаимоотношений двух одиноких обездоленных старичков на 8-м десятке лет.  У него нет никого и никого, кроме жалкой халупы с дырками в стенах, через которые он дрожащими руками просовывает на свет божий записочки, у неё, бездомной бродяжки, нет и этого, однако бедность и скудость существования ничто по сравнению с умиранием в одиночестве, невозможностью с кем-то поговорить или просто посидеть, взявшись за руки, когда и слов не нужно.  Если лента Дианы Гарсия   -   импрессионистская зарисовка, то "200 минут"  Франка Бенитеса    -     настоящая экзистенциальная драма.  Пожилой донье Орфа сын, не удосужившийся за 10 лет навестить мать, но, видимо, испытывающий какие-то угрызения совести, посылает в подарок мобильный телефон с 200 предоплаченными минутами.   Старуха продает минуты разговора случайным прохожим, откладывая медяки в жестяную коробку   -  на похороны,  пребывая в полной уверенности, что умрет сразу же, как истечет последняя, 200-я минута. Донья Орфа, отгородившаяся от мира 
 в этой своей подготовке к смерти, серьезна, спокойна как удав и торжественна,  а её ровесник дон Тео, видимо, всю жизнь испытывавший к ней симпатию, взволнован и пытается вернуть её к жизни, набивается в друзья, зовёт погулять на улицу или на речку, умоляет отогнать мрачные мысли,  радоваться остатку дней, сделав их осмысленными и наполненными.  Надо ли говорить, что по истечении предоплаченных минут донья Орфа живёхонька, а вот гроб неравнодушного дона Тео, неспособного к флегматичному созерцанию реальности,  украшают цветами?...  Последний кадр    -   донья Орфа на берегу той самой реки, куда её звал и не дозвался дон Тео   -   просто образец философской глубины и фатальной предопределенности: от судьбы не уйти...

7-минутный "Luminaris" аргентинца Хуана Пабло Сарамеллы   -    отличный пример высокохудожественной полуигровой анимации.  Советую найти этот полумультик на ютубе и посмотреть, получите искреннее удовольствие.  Маленький человек-винтик в отлаженной капиталистической машине    -    вечный сюжет, но здесь уж больно исполнение остроумное, на стыке жанров.

К сожалению, из-за накладок в расписании не успела отсмотреть норвежскую программу "Фильмы с  Севера", но мне повезло   -   посмотрела из неё всего две короткометражки, зато какие! :)  "Томми" Оле Гьявера     -   коротенькое пособие по психологии страхов, комплексов, воспоминаний, ассоциативного мышления, объясняющее природу неприязни и ненависти.  Для североевропейского кино, скандинавского в частности, откуда берутся брейвики   -    это больная тема.  Вот сейчас иду отсматривать последнюю программу   -  шведскую, так там из пяти фильмов три   -  про перестрелки в общественных местах. 

Если бы "Башня" Ханны Ларсен участвовала в конкурсной программе, то, несомненно, схватила бы все призы.  Безупречная с художественной точки зрения и  филигранно точная работа по детской и подростковой возрастной психологии     -     браво ответственным за детский кастинг и сценарий.  Все ролевые типажи школьников,  природа зависимостей, возрастных фобий, лидерства, травли слабого, "быть как все"   -  наверно, это проблемы любого детского социума, но уж больно талантливо это получилось у Ларсен.  Вспоминаются традиции советского психологического кино, "Башня"   -  это такое быковское "Чучело", умещённое в 13 минут экранного времени.

                                                     -----------------------------------------------------------------------------------


А между тем, дорогие друзья, высокое жюри распределило все призы.  Мы совещались с коллегами всю ночь до утра и практически не разошлись во мнениях.  Сейчас поеду их вручать:)),  после чего продолжу обзор конкурсных и внеконкурсных программ.  Если вам интересно, конечно:)).



Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments