?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Flag Next Entry
Индоктринация
Alex_P
alexander_pavl wrote in drugoe_kino
Как правило, длинные посты не дочитываются до конца и горячие полемисты вступают в бой, едва одолев два-три вводных предложения. Посему выводы из нижесказанного разумнее вынести сюда, вверх. Конечно, всё это я много раз излагал, но «хорошее повтори и ещё раз повтори».

Pic_3 Pic_4

Итак.
Почему многие, когда им указывают на неочевидные аспекты функционирования того или иного произвдения искусства, выкатывают глаза, надсадно крича про «там этого нет, потому что я этого там не заметил (а)»? Неужели им не стыдно открыто выставлять себя... дураками? Очевидно, не стыдно. Однако – почему? Вероятно, потому что мнение нескольких тысяч, или даже нескольких сотен тысяч дураков, это уже не частная глупость, а глас народный. В толпе нестрашно. Всегда можно, петушиным фальцетом выкликнув что-то... э... общепринятое, тут же спрятаться за спину соседа.

В данном конкретном случае речь пойдёт (в который раз) о скрытых тенденциях советской культуры для детей, а эта тема для дураков всегда горячая, каждый рад сообщить, что читал книжку или смотрел мульти-пульти семи лет отроду и «ничего такого там не заметил», а потому там и нет «ничего такого». При этом до бедняг не доходит, что нет доблести в том, чтобы остаться на интеллектуальном урвоне семилетнего ребёнка, а равно и в том, чтобы не сознавать, что авторы детских книжек, детских песенок, фильмов и мультфильмов – взрослые люди, пьющие водку стаканами, тискающие секретарш потихоньку от жён, и держащие в книжном шкафу за подписным собранием сочинений Чехова старый номер "Роман-газеты» с «Одним днём Ивана Денисовича» и полуслепую распечатку «Лолиты». До простодушных сих подобный очевидный факт не доходит. Ибо им представляется, что произведения искусства рождаются как бы сами собой, ниоткуда, по волшебству, вне социального и культурного контекста, и потом они рады повторять малопонятное заклинание «фрейдизьм» и куковать «иногда огурец – это просто огурец». То что «огурец» является «просто» огурцом именно иногда, очень редко, мало кто из советских россиян готов признать...

Проиллюстрирую мысль о том, что даже для детей творить в отрыве от социальной реальности невозможно на примере одного из самых популярных среди среднесоветских россиян мультфильмов. Поводом к написанию заметки послужило сообщение о смерти режиссёра первого фильма трилогии, а в качестве эпитафии была выставлена квазимемуарная заметка, касающаяся собственно замысла популярного мультфильма. Как вы уже догадались, речь идёт о «Возвращении Блудного Попугая», об одном из моих излюбленных мальчиков для битья, ибо в этом мульти-пульти уши половозрелых авторов торчат с дивной отчётливостью. В принципе, на этом же месте мог бы быть пример «Ну, погоди» Котёночкина, и в таком случае я бы указал, что Волк, пребывающий в перманентной погоне за Зайцем, мог случайно раздеться до трусов (разумеется, нудизм в СССР приравнивался к хулиганству и снять трусы с Волка режиссёр не решился) один раз, но то обстоятельство, что Волк неуклонно обнажался в более чем десятке серий, случайностью быть не может, однако я решил, что о сексуальных коннотациях «Ну погоди» не писал только ленивый, и мне незачем плясать на этой давно истоптанной пыльной полянке.

Pic_1 Pic_2

Так вот, для любого мало-мальски наблюдательного зрителя очевидно, что в трилогии о Попугае Кеше содержится совершенно недвусмысленная мораль: сиди у хозяина, который тебя кормит, не бунтуй, не пытайся убежать от своего хозяина, потому что любые перемены будут к худшему, а свобода равносильна голоду. Это мораль паразита, нахлебника, и подаётся она в мультфильме весело, пестро, с феерическими шутками и забавной озвучкой. Разумеется, в СССР на пропаганду подобного рода был спрос, да и в нынешней России многие исповедуют именно такое мировоззрение. Отсюда и культовость мульттрилогии, которую в разгар зрелого путинизма даже продолжили в новых сериях с новыми авторами.

Режиссёром первого фильма мульттрилогии является В.Караваев, который, кстати, до того делал в основном мультфильмы для взрослых, отличаюзиеся черным юмором, а однажды совместно с Сергеем Алимовым сотворил «Премудрого Пескаря» по Салтыкову-Щедрину – мрачнейший антиконформистский шедевр, радикально контрастирующий с ликующей одой соглашательству и трусости под названием «Возвращение Блудного Попугая».

Логично было бы предположить, что Караваев решил сделать инверсию «Премудрого Пескаря», однако нас уверяют, что он «однажды зимой увидел попугайчика, который, очевидно, вылетел через форточку и теперь не знал, как вернуться. Стал думать: почему вылетел?» С этой мыслью пошёл к Курляндскому-сценаристу и заказал под мысль свою добрый и весёлый сценарий. Правда, сценарий да и фильм получились не без поковырок. Например, «добрый хозяин» мальчик Вова, срисованный с Малыша из мультфильма про Карлсона, грустит, но не думает искать своего друга Кешу. Можно предположить, что замысел Караваева был более резким, чем результат, потому что режиссёр, по словам сценариста-Курлянсткого, «охладел» к Попугаю Кеше и наотрез отказался снимать продолжение. Вероятно, Караваев идеологически не совпал со своим детищем.

vozvr.bl.popugaya.2.avi.image2 vozvr.bl.popugaya.2.avi.image4

Во втором фильме, куда режиссёром Курляндский пригласил А.Давыдова, авторы не удержались от выпадов в адрес подлых евреев, которых, понимаешь, кормят тут, холят и нежат, ну, самое большее, не дают телевизор смотреть (прозрачная метафора запрета на чтение некоторых книг и слушание некоторых радиоканалов, мешающих построению социализма) и плейеры им не покупают, а они норовят смыться к каким-то тёмным фарцовщикам, жующим резинку, а потом по телефону (по радио) плетут, понимашь, невесть что про свою счастливую заокеанскую жизнь, вызывая чорную зависть у честно оставшихся. Пикантность этому изящному антисемитскому анекдоту, который до такой степени привёл в восторг национально ориентированную советскую культурную элиту, что был одарён премией «Ника», придаёт то обстоятельстово, что практически все авторы мультфильма были евреи. Удивлять сие не должно, поскольку советские евреи много и охотно изощрялись в антисемитских выходках – достаточно вспомнить маститых разоблачителей мирового сионизма Цезаря Солодаря и Льва Гинзбурга.

vozvr.bl.popugaya.3.avi.image2 vozvr.bl.popugaya.3.avi.image5

Третий фильм, на который зачем-то возвращается Караваев, не так интересен, как первые два, в нём незамысловато, как в культовом для совков фильме «Любовь и голуби», противопоставлены трудовая русская деревня (с типажами, срисованными из мультфильма «Приключения Васи Куролесова») и городские расфуфыренные бездельники, которых эта деревня, по представлениям советской пропаганды, кормит. Ну, попугай Кеша, который, нарочито картавя, гнусит «Поле, г´yсское по-о-оле“, тут вполне однозначен. Менее однозначен деревенский трудяга, изображённый доброжелательным идиотом.

Серия «мультиков» про Попугая Кешу была предназначена взрослыми людьми для детей. Они, эти взрослые, прекрасно понимали, что делают, когда предлагали детям красивенькую конфетку с идеологической начинкой. Детишки же, конечно, не в состоянии различить авторский посыл за смешными гэгами. И потому идеологическая обработка всегда начинается с книжек и мультиков для самых маленьких – ярких, весёлых, ребячливых. Но самое поучительное в этой истории то, что и родители весьма часто проявлют ту же инфантильную доверчивость, что и малыши.

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

Тенденциозно, неумно, высосано из пальца.

Интересный взгляд. Но только ведь и толстенный котяра, чья идеология ("Какое еще Таити-каити? Нас и здесь хорошо кормят") противопоставляется Кешиному космополитизму, там выведен не симпатичным персонажем. Типичное такое мурло мещанина )

Ну так Караваев-то не простой чел. С самим Алимовым работал, в "мультфильмах для взрослых" тоже (а сатира в СССР была не самым поощряемым жанром), так что прекрасно понимал, кого изображает в образе Кота.

По-моему, оригинальная трилогия про попугая Кешу - это фольклорное произведение про похождения еврейской морды. Три серии - три стереотипных сюжета: еврейская морда развлекает толстосумов кривляниями, еврейская морда продается Западу, еврейская морда идет в народ. Я еще видел однажды "современную" серию про уголовничков, но она совсем высосана из пальца, архетипическое содержание стремится к нулю.

Вы очень резко сформулировали, но примерно так и есть.
Для Союзмультфильма антисемитизм был не характерен, но... "идеи носятся в воздухе эпохи".

как в культовом для совков фильме «Любовь и голуби»
все кому нравится этот фильм - совки?

А кому, кроме совка, может понравиться такой нелепый и неловко сделанный фильм? У "Любви и голубей" строго ограниченная целевая аудитория.

я бы сказал, в этом мульте местечковый китч "ну погоди"(курляндский) склешенился с ханжеской нравоучительностью совдепа, конец которого был очевиден даже мне, школьнику.
Там, кажется, даже было что-то, высмеивающее низкопоклонство/фарцовку, но вот насчёт антисемитизма...
Скорее антирусский пасквиль, это я про тракториста

но вот насчёт антисемитизма - Был недвусмысленный эпизод, когда Кеша врёт по телефону, дико картавя. Это очень злая и точная пародия на выступления эмигрантов по радио "Свобода" и проч. А кем по национальности были эмигранты того периода, это и без подчёркнутого грассирования понятно. При всём при том, детям эпизод с телефоном должен быть малопонятен - значит, не для детей предназначался.

Правильно, а зачем читать дальше, если с первых предложений понятно, что хуита?

Ну, следует добавить и штришок от "главных героев", ибо Хазанов - очень сложный и тонкий человек, тончайший тролль, как сейчас говорят, я думаю, от себя он там тоже много добавил, это чувствуется. Вообще, для эстрадников, для редких тех из них которые были по сути театралами, то были золотые времена - прикинувшись дурачком плюнуть в харю советско-лимитческому мещанству. Отличались, ессна, люди, знавшие почву, например, Хазанов, или Карцев. Второй, правда, стрельнул один раз, но зато как стрельнул! А второй - тоньше, и "народу" тем более непонятнее.

Пост сам по себе, конечно, тот ещё - поиск нелогичных штрихов-подсказок на полотне, всем давно знакомом, да ещё и топориком но, всё равно, за свежий ветерок в комьюнити - спасибо!

абзац хорошо и правильно отделять пустой строкой )

И здесь???? Вроде всё отделил картинками.

Вот тут про то же, но продуманнее и стилистически точнее http://lib.rus.ec/b/334663. Ну и ироничнее. А то постмодернистский текст, написанный с кирпично-ч\серьезным лицом, это уже как-то симптоматично, это уже про шапочки из фольги.

Этот тот автор, который свою дебютную книгу назвал "Ногти"? Ну чтож, и у подобного рода артефактов есть поклонники.

Отлично! Но мне бы и про "Ну погоди!" хотелось послушать. Вы намекали на скрытый гомосексуализм Волка - или на что-то еще более интересное?

"Ну погоди" до меня разобрали по косточкам люди, гораздо более въедливые, чем я, Что я буду чужое и общеизвестное повторять?
Но там не о гомосексуализме, скрытом или явном, а о сексуальности до дифференциации, когда пол объекта влюблённости ещё не определён - раннее детство.

"Почему многие, когда им указывают на неочевидные аспекты функционирования того или иного произвдения искусства, выкатывают глаза, надсадно крича про «там этого нет, потому что я этого там не заметил (а)»? Неужели им не стыдно открыто выставлять себя... дураками? Очевидно, не стыдно. Однако – почему? Вероятно, потому что мнение нескольких тысяч, или даже нескольких сотен тысяч дураков, это уже не частная глупость, а глас народный. В толпе нестрашно. Всегда можно, петушиным фальцетом выкликнув что-то... э... общепринятое, тут же спрятаться за спину соседа.
В данном конкретном случае речь пойдёт (в который раз) о скрытых тенденциях советской культуры для детей, а эта тема для дураков всегда горячая, каждый рад сообщить, что читал книжку или смотрел мульти-пульти семи лет отроду и «ничего такого там не заметил», а потому там и нет «ничего такого».

Шедеврально.

Господа, не согласные с гениальной трактовкой автора - просто серость и быдло, понятно))

Отличный полемический приём!

"Быдло" - не моя лексика. Это словечко по отношению к другим людям употребляют интеллигентствующие совки, с чем вас и поздравляю.

да. у меня тоже возникало такое "послевкусие", антисемитское

Заебали эти толстые вбросы.

Можно вас спросить - зачем вы написали этот пост? Цель? Если можно коротко. Спасибо.

Сперва представьтесь. Вы вообще кто?

я всё на ребёнке проверяла. она не стала смотреть этот мульт.
спросила : а у тебя есть про белую куропатку?
- ?
- Там где небо упало.
Вот же беда, там где небо упало "интеллектуальной" шерсти не настричь.
взрослым не интересно.
я не принимаю категории "совок".
культура есть там, где есть свободное время. потому что это роскошь.
если у кого-то было время на изучение и постижение глубин культуры, значит
кто-то обеспечил эту возможность. пусть это собственные отец и мать.
или сам ценой отказа от чего-то другого.
стоит ли возвышаться путём топления ближнего?
это удел блудного попугая.

Вот же беда, там где небо упало "интеллектуальной" шерсти не настричь. взрослым не интересно. - Вы меня поняли. Спасибо, именно это я и имел в виду.