На вступительных титрах «головы» рассказывают, что быть учителем — горькая доля. Остановись режиссёр Тони Кей («Американская история Икс», к финальному монтажу которой он, кажется, не имел никакого отношения) на этой горькой, беспросветной сентенции, «Учитель на замену» остался бы ещё одной педагогической поэмой про два враждующих лагеря — учителей и учеников, мирно сосуществующих только благодаря смельчакам-перебежчикам с обеих сторон. Но Кей находит нужные слова (монолог про «маркетинговый холокост» достоин очень широкой аудитории) и образы (последнее немаловажно — в фильм вмонтированы лаконичные мульт-оплеухи, больше говорящие об авторе, чем обогащающие сюжет), чтобы рассказать интенсивную, динамичную, стрессовую притчу на полтора часа про смертельно уставших святых. Притчу про святую профессию, модели поведения и реакцию. Учитель — это человек, который имеет дело с другой (здесь иногда пролетает слово «долбанной») стороной наших детей и обязан как-то с ней взаимодействовать. Это правда.
Кей, определённо, подставляется, ощутимо сгущая краски, загоняя героев в самые невыносимые условия и, вообще, всю дорогу эксплуатируя, но правила игры здесь заявлены предельно ясно — и режиссёр держится их до конца, естественно, очень мрачного. В фильмографии Эдриана Броуди практически нет фильмов, где вселенская тоска его глаз находит столь точное применение. При определённой душевной конституции всё происходящее можно воспринять, как беспредельный, «кошмарящий» комикс, и, что странно, «Учитель на замену» от этого не пострадает. Если хотите, «Сообщество» для пессимистов. Очень большое и личное кино.
Community Info