?

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Flag Next Entry
Путь домой
Alex_P
alexander_pavl wrote in drugoe_kino
Огромный континент – восточноевропейский кинематограф второй половины ХХ века – на наших глазах погружается на дно океана времени. Если не произойдёт чуда, сравнимого с возрождением интереса к немому кино, случившемуся благодаря распространению синематек по культурному пространству Европы, то мы останемся последним поколением, не желающим забывать о красоте исчезнувшей Атлантиды. Кое-кто ещё любуется отдельными вершинами, возвышающимися над спокойными водами забвения, но горные хребты, коим принадлежат сии оконечности, уже скрыты от взглядов.

put.domoj.1981.avi.image2 01530b459ea1

Для немногих советских синефилов боль утрат усиливается сознанием того, что не только болгарское, венгерское, чешское кино прошлого века проваливаются в никуда, но и национальные кинематографии «дружной семьи народов» постигает (уже постигла) та же участь. Кто помнит киргизское кино и Толомуша Океева? Кому интересны эстонцы, с завидной регулярностью на протяжении двух десятилетий снимавшие почти исключительно шедевры? Всё это, как выразился Михаил Кузмин, канавкой утекло. Даже грузинское кино, более других известное в метрополии Советской Империи, уже путается в сознании нынешних любителей арт-хауза, вполне способных приписать авторство «Мелодий Верийского квартала» Георгию Данелии.
Что касается Александра Рехвиашвили, то его, пожалуй, не вспомнят даже в такой анекдотической форме.

put.domoj.1981.avi.image5 put.domoj.1981.avi.image6

Он один из самых моих любимых авторов, и его фильм «Путь домой» принадлежит к числу самых моих любимых фильмов. Слабых фильмов у Рехвиашвили нет вообще, все его фильмы запредельно прекрасны и умны, но «Путь домой» мне близок по личным соображениям.
Это центральная часть трилогии, составленной из «Грузинской хроники XIX века», «Пути домой» и «Ступени». Третий фильм, в отличие от первых двух, цветной, ибо цвета потребовало Госкино, зато первые два – черно-белые. Именно так: черно-белые. Бескомпромиссно. Там совсем нет серого цвета, только черное и белое, соседствющие в графическом контрасте. Там нет и времени. Время, которое останавливалось у Петера Готара, остановилось в пространстве фильмов Рехвиашвили так давно, что даже воспоминание о том, что когда-то существовали исторические эпохи, выветрилось. В «Пути домой» речь идёт о XV, кажется, веке, а в „Грузинской хронике XIX века“, вроде бы, наличествует указанное в названии столетие, проведённое Грузией под широким крылом российского двуглавого орла, но одежда, оружие, мебель, картинки на стенах, фикусы на подоконниках – современные, впрочем, вписанные в интерьеры строений, воздвигнутых чуть ли в неолите. И такая эклектика не выглядит пижонством, самодовольной маркзахаровщиной, напротив, она естественна, как естественны рыцарские доспехи стражников, гонящих Христа на Голгофу, на картинах Ренессанса.

put.domoj.1981.avi.image1 put.domoj.1981.avi.image4

Для юноши, однажды вышедшего за дверь, вся жизнь оборачивается бесконечным путём домой, а для понятности этого героя называют Антимозом Ивириели, действительно существовавшим философом позднего Средневековья. Мир, по которому движется герой фильма, посткатастрофичен, это мир рухнувшей цивилизации, разорванных связей и всеобщего одичания. Для простоты катастрофа объяснена тем, что Оттоманская Империя захватила эту часть Грузии, ограбила её и теперь группы охотников за рабами отлавливают отдельных случайно уцелевших местных жителей.
Каждый персонаж сам выбирает свою дорогу, как это делает мальчишка из банды охотников за рабами, отпускающий пойманных и получающий пулю в спину – награду за рывок к свободе. А его товариши сетуют: вот, пропадут беглецы в лесу, помрут, бедняги, с голоду. И им, беглецам, плохо, и нам, охотникам, убыток...
«Путь домой» одновременно замедленное кино и очень быстрое. Всё происходит сразу, вдруг, но между событиями долгая утомительная протяжённость дороги. Впрочем, дороги нет. Даже тропинок нет. Люди движутся по лесу, по жухлой траве долин, по каменным осыпям, по пустырям, где когда-то что-то было выстроено. Люди пытаются говорить между собой, но слова уже ничего не значат, значение имеют только поступки.


promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
Я Рехвиашвили пропустил, к сожалению. Вернее, устал от грузинской созерцательности после Иоселиани. Но что касается забвения - эти страхи преувеличены, по моему. Ничего не пропадет, все не раз переоткроют заново. Своих гениев не забудут ни грузины, ни венгры, ни даже мы.

абсолютно солидарна! Я про необоснованность страхов, в смысле.
Всегда будет и зритель, и слушатель, и наслаждатель)))

Всегда будет и зритель, и слушатель, и наслаждатель - Этого мало. Произведения искусства должны быть включены в актуальный контекст культуры, они должны активно работать.

Хорошо сказано. Так всюду и происходит, кроме России - у нас действительно воспроизводство контекста затруднено.

Терпеть не могу Иоселиани и считаю его дутой фигурой, причём раздутой москвичами, а не грузинами. На мой взгляд, вершина грузинского кино - это братья Шенгелая и Рехвиашвили. И Резо Эсадзе замечателен, но это уже мой личный культ.
"Ничего не пропадет" - Между прочим, это вы цитируете одну из ключевых реплик в "Пути домой".

Ну нет, "Листопад" и "Певчий дрозд" абсолютные шедевры, как и "Мольба" с "Древом желания" Абуладзе. Шенгелая тут в сторонке.

Да, тоже нравятся именно эти фильмы Иоселиани, а у Абуладзе для меня самый, ммм, родной фильм - "Чужие дети", совершенно не могу объяснить, почему именно))
А у Шенгелая очень люблю "Необыкновенную выставку" - такие они там трогательные все и даже фресковые порой...
Простите за вмешательство))

Напротив - Вы очень оживляете дискуссию. Конечно, Шенгелая прекрасный режиссер. Но мне у него недостает драматизма.

У которого из двух не достаёт драматизма? Это я спрашиваю не для того, чтобы возразить. а из любопытства.
Мне, например, у Робера Брессона недостаёт драматизма, но это моя проблема, а не Брессона.

Конечно, я говорю только о своем восприятии - Шенгелая для меня слишком безоблачный.

Так который Шенгелая-то? Автор "Путешествия молодого композитора" или автор "Мачехи Саманишвили"?

Понял. Оказывается, это я говорил об Эдуарде Шенгелая. А у Георгия я смотрел только "Пиросмани" - это прекрасный фильм.

Обязательно посмотрите "Путешествие молодого композитора".
Это тоже из разряда "малоизвестных шедевров".

"Листопад" и "Певчий дрозд" абсолютные шедевры - Да вот после этих двух Иоселиани не сделал ничего мало-мальски приличного, что наводит на тяжкие размышления - примерно как на мысли о Дзигане, который с Вишневским сделал вполне шедевральный "Мы из Кронштадта", а потом резко сдулся. Возникает желание присмотреться к группе, с которой Иоселиани работал на ранних фильмах, до "Пасторали".

Да, это так. Т.е. мастерство он сохранил, но сказать ему было больше нечего. Но это случается и с другими.

Ну как это "сказать ему было больше нечего". Как раз начиная с "Пасторали" Иоселиани становится в высшей степени риторичным: непрерывно говорит о прекрасности благородного шляхетства и ничтожестве быдла. Это очень много.

  • 1