?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
Искатель
Alex_P
alexander_pavl wrote in drugoe_kino
В советском общесоюзном прокате фильм Кальо Кийска, выпущенный в 1983-м году всего-то в одной-единственной копии, даже не дублированной, а переведённой закадровым текстом, поименовали «Искатель приключений», но в оригинале он зовётся «Нипернаади», потому что именно так представляется главный герой, без видимой цели и без гроша в кармане колесящий по эстонским просёлочным дорогам начала ХХ века, от хутора к хутору, от деревни к деревне, а за кадром звучит прекрасная песня, написанная и исполненная Анне Маазик.
Nipernaadi_01 Nipernaadi_02 Nipernaadi_07

Сначала кажется, что Тоомас Нипернаади – ещё одно воплощение бродячего шута, Тиля Уленшпигеля, весёлого обманщика, вруна, мелкого жулика и острослова. Нипернаади раз за разом ловко обводит вокруг пальца недалёких селян, но никогда не пользуется плодами своих проделок. Каждый раз, когда плутовской сюжет очередной новеллы завершён, он уходит прочь по дороге. Нипернаади стремится влюбить в себя всех встречных девушек, однако каждый раз, получив ответное признание в любви, исчезает в жемчужном утреннем тумане.

Nipernaadi_08 Nipernaadi_09 Nipernaadi_10

Постепенно становится ясно, чего именно добивается Нипернаади – он ставит людей на то место, к которому они стремятся, может быть, не сознавая того. Он каждый раз становится зеркалом для встречных и желает одного: чтобы люди видели себя в этом отражении.
Nipernaadi_12 Nipernaadi_11 Nipernaadi_13

Тоомас Нипернаади идёт по задворкам Эстонии, от весны к осени, и в предфинальной новелле выходит к морю. Здесь кончается его дорога. Здесь, в рыбацкой хижине, первый и, наверно, последний раз Нипернаади встречает девушку, которой дела нет до зеркальных отражений, которая видит именно его, а не свои фантазии о долгой счастливой жизни. Но – поздно. Лето давно кончилось, даже осень на исходе. Нипернаади устал, он болен. Из сияния, льющегося в распахную дверь, возникает невыносимо прекрасная женщина – жена Тоомаса Нипернаади, поэта, каждую весну оправляющегося бродить по Эстонии, а зимой пишущего стихи. Автомобиль ждёт.
Горизонт в последних кадрах фильма лежит на нижней кромке кадра, всё пространство поглощено небом, плотным, непрозрачным. Это пришла зима.

Nipernaadi_14 Nipernaadi_15 Nipernaadi_16

Кальо Кийск – великий кинорежиссёр, Юри Силларт – один из лучших операторов советского кинематографа, а «Нипернаади», поставленный по роману Аугуста Гайлита - их лучший фильм, самый гармоничный, самый ясный, ясный до кристальной прозрачности. Это та «прекрасная ясность», к которой стремились лучшие поэты Серебрянного Века. Это фильм о красоте – в данном случае о красоте эстонской земли, с её лесами, болотами, лугами и полями, которые даже в ХХ веке приходилось освобождать от камней, увязших в почве во времена последнего ледникового периода.

Nipernaadi_05 Nipernaadi_06 Nipernaadi_04

Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
А ссылкой не поделитесь?

находится только на эстонском:
http://vk.com/video2138036_163661715

Жаль, но все равно спасибо!

Чёррт.
А они много говорят? Или можно просто смотреть?

я ещё сама не поняла...

Можно просто смотреть, в принципе, всё понятно без перевода, но там действительно много говорят, причём забавно, как Нипаернаади девчонок охмуряет, к каждой подбирая индивидуальный ключик. Одной рассказывает, что на дне ручейка, который якобы когда-то был полноводной рекой, лежат сокровища древних кораблей (и она в какой-то момент неожиданно говорит ему, что не станет выходить за своего жениха, пастора-зануду), другой обещает корову с белой звёздочкой на лбу, и так далее.

да, К.Кийск - великий режиссер, но почему-то почти неизвестный.

Эстонцам вообще в определённом смысле не везёт. У них в ХХ веке великих художников, великих композиторов, великих кинорежиссёров игрового, документального и анимационного кино пруд пруди, но всепланетная известность лишь у Арво Пярта и Прийта Пярна. Ну, ещё отчасти у Харди Вольмера. А Лепо Сумера, Рейн Раамат, Пеэтер Симм, Рейн Маран, Арво Пайстик, Олаф Неуланд, Матти Унт, Рао Хейдмитц, Эйно Тамберг при всей своей бесспорной гениальности почти неизвестны за пределами Эстонии.

Вы, Александр, бываете иногда ужасным и злобным занудой, но за такие посты я Вас люблю.
Спасибо.

Это обратная сторона моего злобного занудства.

  • 1