gordon_lachance (gordon_lachance) wrote in drugoe_kino,
gordon_lachance
gordon_lachance
drugoe_kino

Categories:

Equus | Эквус , реж. Сидни Люмет, 1977

-Equus-

Приятельница, по знакомству, навязала психиатрическому доктору молодого пациента, подверженного, по её убеждению, болезненным влечениям, толкнувшим семнадцатилетнего мальчика на жестокий и необъяснимый шаг в отношении вверенных ему животных, ослепив ни в чём, казалось бы, не провинившихся лошадей.

Отнекиваясь поначалу, чуть познакомившись поближе с юношей, врач поддаётся профессиональному азарту, стремясь докопаться до истинных мотивов, вроде бы, немотивированного поведения пациента, как и положено профессионалу, исследуя внутренности самого мальчика и окружавших его людей, наведываясь на работу и навещая его напуганных родителей, типично вопрошающих: «В кого он такой?»

Сам же пациент в первой же встрече уравнивает позиции, давая ответов столько же, сколько задавая вопросов старшему, обнаруживающему в себе коварную слабину, переходя от исследовательского анализа постороннего к самокопанию, углубляясь в спровоцированное «больным» сопоставлением своей нормы с его отклонениями, ужасаясь выигрышности безумия, обнажающего перед доктором его отталкивающую жизнь.

На глазах у зрителей врач и пациент обмениваются признаниями, один, изливая душу, другой, потрясённый сомнениями, открывая потёмки своего бытия, критичного оценивая отклонения, опасно сопоставляя откровения одержимого страстью мальчика с прозрением взрослого, отступившего под тяжестью неопровержимых улик, признавая в патологической страсти чистоту натурального влечения, не отмечая ничего подобного за собой.

Темноватое происхождение этой страсти, взращённой сексуальной озабоченностью на почве религиозных легенд, продлевает сомнения доктора, распространяя их на общественную мораль и нравственность, заковывающие личность в рамки правил и догм, заставляя ломать себя, принуждая к терпению, смиряя себя перед лицом естества. И, сколь бы ни туманил режиссёр тему пьесы, пряча её между слов, та, всё равно, прорывается в неудержимой страстности Ричарда Бёртона и Питера Фёрта, выплёскивающих на экран жгучую боль и разочарование, превознося безумие свободы, проклиная гнёт обязательств и подчиняющий волю общественный строй.

Протестный механизм пьесы Питера Шеффера приводится в действие провокационным и, на этот раз сомнительным сравнением нормы и отклонения на примере поставленных рядом душевнобольного и душевно здорового, когда психическое расстройство, рассматриваемое как проявление индивидуальности, заставляет усомниться в логике рассуждений доктора, едва ли не признающего, что он сам больной.

Загорающейся от этой мысли Бёртон обращается с экрана к зрителям в стремлении достучаться до них с мыслью своего, временами кажется, действительно обезумевшего героя, осознавшего губительность правил и болезненность исключений и, вместе с режиссёром, отбрасывает роль вины и ответственности, сводя дело к истинности или ложности чувств, с ничтожными намёками на мракобесие и воспитательный изъян, что уводит этот фильм от манифестных обобщений, представляя глубокомысленность как последнее искушение врача.
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments