"Жить", Сигарев, 2012
На фильм "Жить" случайному зрителю лучше не забредать. Сюжет терзает и сжимает сердце так, что еще несколько часов после просмотра не хочется говорить. Если зритель готов к погружению в иррациональный мир для изучения запретной темы смерти, то он получит то, зачем пришел. Иначе, отплевываясь, выйдет с середины кинопоказа.
Как пережить смерть близкого и можно ли ее пережить вообще? Ответ сценариста на данный вопрос представлен в названии фильма, герои фильма же по-разному отвечают на него. Представители трех поколений, потерявшие родных людей, - жениха, отца и дочерей, - три несвязанных на событийном уровне истории. Они проясняют и дополняют друг друга, так что ни одна из сюжетных линий не может быть вырезана из картины без ущерба для осмысления других. То общее, что объединяет героев, - это неприятие смерти близких. Они продолжают жить и разговаривать с умершими, как с живыми, умирая вслед за ними, недаром одна из героинь просит батюшку ее, живую, отпеть.
Картина наполнена и другими символами – свеча, потухшая в церкви, человек с выбитыми зубами. Предчувствия наполняют воздух, который и так пережат в фильме, а детали погружает в него с головой. Например, паузы: «у кого-то мир рухнул», - и ни звука, погружение в чувственный ужас. Измененное восприятие времени, когда события растягиваются, и каждое движение длится вечность. Передано ощущение необъятного ужаса, раскрывающегося над героями, когда мучительные минуты горя превращаются в мир без времени, без конца.
Тем освободительнее, когда наступает конец длящемуся умиранию: девушка открывает пакет с чипсами под ярко-красной крышей и начинает есть. Фильм заканчивается сценой на героине, которая выбрала "жить". Момент, на котором у меня получилось, наконец, облегченно заплакать. Ибо в фильме все безжалостно и правдоподобно обнажено, а при столкновении с настоящим смысла в слезах нет.
