na_shpilke (na_shpilke) wrote in drugoe_kino,
na_shpilke
na_shpilke
drugoe_kino

Categories:

Notes on a Scandal (2006)

"Скандальный Дневник" (2006)
реж. Ричард Эйр
Было ли это задумано или нет, но "Скандальный дневник" (еще один русский перевод, не отражающий изначального смысла) почему-то постоянно отсылал к элинековской "Пианистке". Правда, в иной интерпретации и гораздо большей пикантностью.  Компоненты [почти] те же: несчастная женщина - пожилая, не гнушающаяся подпортить жизнь другим + [местами] не очень счастливая женщина молодая + совсем уж юный герой-любовник.  А вот "соус", т.е. связи между этими составляющими другой, в нем вся соль и приправы. Размышлять об этих связях, а также морали и её качестве я предоставлю сцену другим. Мне же (опять!) интересным показалось отражение этой истории в костюмах и образах героев. Так что далее - как раз об этом.


Шиба (героиня фильма в исполнении Бланшет) - учительница ИЗО в городской школе. И данный персонаж самый увлекательный для наблюдений, ибо именно эта героиня проходит в фильме через наибольшее количество состояний и душевных трансформаций, так что в её нарядах наиболее точно можно уловить, как одежда отражает внутреннее "я" и состояние человека.
И одной из ведущих её характеристик является необычность и богемность. На первый взгляд художники нашли весьма банальное решение образа. Делают они это в первую очередь при помощи пресловутого богемного стиля: длинные, подметающие полы, юбки, иногда с орнаментом или вышивкой (см. на иллюстрации выше), эффект многослойности - топ, поверх которого надет кардиган, поверх которого повязан шарф, поверх которого накинуто пальто... Плюс, сапоги из какой-то другой оперы. Цель здесь проста - создать впечатление определенной небрежности, даже некоторой рассеянности и расхлябанности наряда, ибо "художница, творческий человек - о какой собранности и аккуратности может идти речь?!". Стереотипы, опять же, но они же и могучие ассоциации.
Трудно сказать, что подобная одежда делает героиню Бланшег привлекательной, но по большому счету вся сущность [настоящего] богемного стиля - творчесво и выражание собственной креативности, нестандартности, даже маргинальности, поэтому данный стиль не делает общую миловидность и привлекатьность образа главным своим приоритетом. Во-первых, традиционно будучи стилем художников/творческих людей, богемный стиль (происходящий, по некоторым источникам, от манеры одеваться, присущей бродячим цыганам Богемии) предполагает некотовую неустроенность (читай: бедность), которая и не позволяет быть наряду собранным и продуманным до конца. Все начиналось с того, что "настоящий художник = бедный художник", а значит и одевается он или она в то, что есть в шкафу (и не было еще снесено в ломбард ради покупки холста и красок).
Конечно, сегодня далеко не все художники страдают "пороком" бедности, но исторический контекст богемного стиля остался. Поэтому богемные наряды не "приглаженные", они не должны выглядеть "волосок к волоску", не должны они выглядеть и откровенно дорогим - это лишает стиль его сути, а наряд богемности. Для образа Шибы это как раз-таки надо, даже очень. Так что результат соответствующий:
И хотя с одной стороны мне хочется обвинить стилистов с стереотипности, с другой их задача - отображать жизнь, а сколько в худ. студиях и мастер-классов найдется  полных креатива дев в подобных нарядах?..
К слову, присутствие этого "тяжелого" для глада пальто в образе Шибы не случайно. 
В этом фильме героиня Бланшет -мнемного выдохшаяся и уставшая от рутины, от личных недо-достижений и разочарований: такого же немного уставшего и значительно старшего мужа, ребенка с синдромом Дауна, работы, которая не приносит ожидаемого удовлетворения. Весь фильм, ко крайней меред первую его часть перед зрителем создается образ яркой, способной и богемной женщины, погребенной под тяжелым грузом рутины. Как это показывают на экране стилисты? В том числе при помощи темных цветов и клетки:
   
Это пальто - темно-коричневое (слишком темный оттенок для колорита актрисы), в крупную "рабочую" клетку. Больше всего оно напоминает рабочую рубаху какого-то трудяги американского запада. И своим тяжелым оттенком и "рабочим" контекстом оно практически погребает под собой деликатный колорит внешности и далеко не пролетарско-рабочие черты лица Бланшет. Гармонично подобное пальто могло бы смотреться, например, в образе гранджево-молодежном, когда такая пролетарская клетка оправдана контекстом самого происхождения стиля грандж. А здесь, поверх легкой крестьянской юбки и рядом с "весенним" лицом оно как будто и есть воплощение того груза, который лежит на плечах героини.
А если помимо клетчатого пальто, в образ добавить еще и клетчатый же шарф (опять крупная "рабочая" клетка), то он буквально воплощает "ярмо на шее" - навалившихся проблем, беспокойств и забот.
Но есть еще один способ, к которому прибегают художники по костюмам, когда сценарий требует показать слабость, беспомощность и другие виды distress героини Бланшет:
Серый цвет. Для весенней внешности Кейт он, мягко говоря, проблематичный. В первую очередь тем, что разность температуры (внешность теплая, а одежда холодная) создает дисгармонию - внешности и одежды. Видно, как золотистая голова существует  фактически отдельно от серого наряда. Метафорически получается, мысли в одном месте, а тело - совсем в другом. А во вторую очередь (и это сложно заметить на фотографии, в том числе и из-за макияжа) холодный серый бликует на теплую и светлую кожу и "гасит" её, за счет чего выделяются круги под глазами.
Но есть в фильме и светлые моменты. Возвращаемся к хорошему - к богемности Весны Кейт. Второй способ подчеркнуть это оказался не менее очевидным, но более приятным для глаза:
   
Здесь стилисты просто отправляют нас в прошлое. В 70е, если быть точным. Время свободных и раскрепощенных хиппи (это, кстати, намек на дальнейшее развитие сюжета, затрагивающее некоторую либеральность моралей героини). Что имеем? Этническая блуза с "народной" же вышивкой вкупе с джинасами на высокой и стройной фигуре - it doesn't get more 70s than that. Кстати, обратите и здесь внимание на мышино-серый кардиган - не зря от широко распахнутый. Весь наряд как бы говорит: "в душе я молодая, креативная и раскрепощенная, яркая и цветущая, но груз рутины и жизненных проблем ограничивает меня".
А вот - для сравнения - "счастливый" образ.
Все таже блуза, да еще и с кружевной выглядывающей майкой (про богемную [псевдо]-рассеянность уже говорили?). Холодного серого и след простыл. Его заметил кардиган более светлого и "утепленного" оттенка серо-бежевого. Но важную роль играет не только правильный цвет, но так же правильная фактура. Признаться, я уже и сама начала сомневаться, подходит ли такая фактура вообще кому-нибудь. И вот ответ: мягкой "весенней" внешности. Причем, сама по себе внешность может быть и не слишком "фактурная/шершавая". Такую внешность пушистый и мягкий ворс как будто обволакивает, поддерживает, подчеркивает хрупкость. Он как мягкая вата, в которую упакована хрустальная рюмочка - хрупкая и деликатная, поместите её в иное окружение и рискуете, что она разобьется.
Subscribe
promo neferjournal 11:00, yesterday 57
Buy for 20 tokens
Компания X5 Retail Group стала открывать супермаркеты Пятерочка нового формата. Они не похожи на магазины эконом-сегмента. Большие панорамные окна, приятная цветовая гамма, современные витрины, приглушенный свет и направленное освещение. И да, узор на полу неспроста. Обратите внимание на…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments