Ёўнік (anarchistjester) wrote in drugoe_kino,
Ёўнік
anarchistjester
drugoe_kino

Categories:

God Bless America/Боже, благослови Америку

502103cdbd844b2297fc77b4deb6495d
Хотелось бы предупредить потенциальных читателей, что в этом обзоре не будет рассказано о чём этот фильм, как не будет описано и то, насколько он щемящий и хрустящий. Автор должен признать, что является слишком глупым для первого и слишком бесчувственен для второго. Но в меру своих возможностей постарается объяснить, почему любителю кинематографа стоит посмотреть на то, как обилие убийств и насилия становится основой для доброго, наивного и едва ли не семейного фильма.



Сочетание и вправду причудливое. Однако надо признать, что это и не сочетание вовсе; трогательность фильма вполне естественно исходит из оружия и крови. Как и всё остальное, несмотря на непрерывный символизм, который так часто обозначает натянутость – уж тем более в произведениях искусства о «сером безликом обществе». Потрясающие актёры, замечательная музыка (включая легендарных The Kinks), впечатляющая операторская работа и монтаж, а также отличный юмор. Всё неделимо и служит одной цели.

История потрясающе простая: мужчина средних лет – типичный маргинал, слишком умный для того, чтобы раствориться в обществе потребления, но слишком вялый, чтобы из него выйти – вместе с девушкой (которую я бы определил как тургеневскую – с поправкой на время, место и обстоятельства) ездят по Америке и с огромным удовольствием убивают всех, кто «заслуживает смерти». Хотя события происходят в далёкой стране, все мы легко узнаём в жертвах своих соседей - просто оболочка символов иногда капельку отличаются (скажем, георгиевские ленточки вместо «напоминалок» об 11 сентября или шовинизм православный вместо шовинизма баптистского). Истерички, активные гомофобы, любители поговорить в кинотеатре – кровь льётся беспрерывным потоком, и не умилиться трогательной дружбе между двумя убийцами невозможно. Если бы не возникающее с самого начала понимание того, что ничем хорошим массовые убийства кончиться не могут, этот фильм и в самом деле стал бы одним из самых трогательных и наивных в истории…

Но не выйдет. Очень серьёзно заканчивается полушуточная ненависть к тем, кто «не милый» (именно так объясняет протагонист мотив своего первого убийства, которым вы можете полюбоваться ниже), кто ведёт себя слишком вызывающе и не задумывается о том, что своими действиями влияет на других людей (лейтмотив всего сюжета). Конец фильма – своеобразное обращение Чарли Чаплина под занавес «Великого диктатора»: 70 лет спустя, людям совсем другой идеологии и из уст совсем иного героя (гуманист против сумасшедшего с автоматом Калашникова – их объединяет лишь неказистость и маргинальность). И с куда более интимным (и логичным) концом. Человек, которого пытался спасти этот безумец, как оказывается, вовсе не нуждался в его помощи – ему нравится быть клоуном шоу-бизнеса, и он готов отдать ради этого жизнь. На призыв Чаплина посмотреть на небо ему отвечают, что им вполне неплохо и на земле, и несчастный герой понимает, что его борьба нужна только ему самому; и он обречён. Конец какого из этих фильмов более оптимистичен?

Можно ли вообще выиграть в битве с целым обществом?

Можно ли проиграть в битве за самого себя?


Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 50 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →