Итальянские «униженные и оскорбленные» совсем не похожи на тех, о ком в свое время с надрывом писала русская литература. Маленькие люди римских трущоб не слишком обращают внимание на внешние обстоятельства. Целыми семьями они ютятся в тесных развалюхах, промышляют криминальным бизнесом, имеют собственные представления об успехе.
Этторе Скола снял очень реалистичный фильм о жителях римских бидонвилей, нравы которых лучше всего описывает само название. Хорошо, что экран не передает запах. Иначе зрители могли бы задохнуться от вони, в которой живут главные герои. Юмор тонет в общей атмосфере тотального ужаса. Лично я подобный натурализм не люблю, как бы хорошо сами фильмы не были сделаны.
Говорят, что эта картина является своеобразным ответом итальянскому неореализму, с его левацкими настроениями. Не уверен, ведь разница между периодом расцвета неореализма и работой Сколы - почти два десятка лет.
Есть у этой работы и мистическая сторона. Предисловие к «Отвратительным, грязным и злым» собирался написать Пьер Паоло Пазолини, большой знаток жизни на дне. В 1961 году Пазолини дебютировал фильмом «Нищий», основанном на сюжете его же романа «Жестокая жизнь» и снятом именно в римских трущобах. Но предисловие написано не было: в ноябре 1975 года Пазолини жестоко убили, возможно, эти самые «отвратительные, грязные и злые».
Что до коммунистов - да, странно, ведь никакого светлого будущего в фильме нет.
Шикарный фильмец!
и знак реверанса скорей ему, чем неореалистам - это участие вырванного Сколой из актерского
небытия Этторе Гарофоло:-))
Edited at 2012-10-18 07:57 am (UTC)