gordon_lachance (gordon_lachance) wrote in drugoe_kino,
gordon_lachance
gordon_lachance
drugoe_kino

Category:

Moritz, lieber Moritz | Мориц, дорогой Мориц, реж. Харк Бом, 1978

moritz-lieber-moritz

Золото с клетки, в которой пока ещё живёт пятнадцатилетний Мориц, уже потихоньку осыпается, тщательно собираемое судебными исполнителями, выгребающими из богатого дома имущество в погашение долгов его обанкротившегося отца. А тут ещё отчуждение матери, издевательский смех одноклассников, интерес к интимному делу и робкие потуги себя испытать, натыкающиеся на глухоту одиночества, деля его с прирученным крысёнком и размышляя о словах больной бабушки, заточённой в лечебнице, выпрашивающей у внука лёгкую смерть.

Не перегружая кино страстями, его создатели выбрали ровный повествовательный ритм наблюдений, сопровождая главного героя в спорах с учителем, выслушивая упрёки матери и вопросы, которые он задает себе и другим, глядя глазами подростка на ненавистных соседей по парте и в замочную скважину с вожделенным желанием ощутить.

Камера преследует Миаэля Кебшулля (Michael Kebschull), педантично фиксируя его реакции на обиды и подлость, чужие страдания и свою личную боль, помогая режиссёру передать состояние мятежного и мятущегося подростка в пору естественных и вынужденных перемен, физическое и внутреннее напряжение, требующее разрядки и освобождения сил.

Актёр, минуя крикливые позы и буйство слов, прочувствованно передаёт всю гамму состояний, через которые проходит его неопытный герой в поисках своего места в мире и своего пути, справедливо рассчитывая на помощь сценария, прокладывающего ему верный курс к постижению истины, что при целенаправленном гуманизме истории не принижает её положительных черт.

Вращаясь вокруг вечных тем переходного возраста, кино педагогично оттеняет ценность дружбы и достоинства крепкой семьи, не отрицая при этом самостоятельности мыслительного процесса главного героя, вынужденного неоднократно переступать незримый порог, постигая себя и идентифицируя остальных, начиная делать собственные выводы и принимать критические решения, определяющие его самого.

Это принято называть становлением личности. Таким оно, наверно и было в семидесятых, не знавших бремени социальных сетей, когда близость была в телесном касании, а дружеский союз подкреплялся реальной битвой с дураками, где все вместе, плечо к плечу, глаза в глаза. А глаза здесь решают всё. Глаза Морица, меняющие его взгляд с презрительного на влюблённый. Критический, сомневающийся, растерянный и счастливый — меняющиеся состояния, вслед за которыми меняется и его жизнь. Символичной при этом оказывается одна из начальных сцен этого фильма, когда, сбитый машиной, парень, лёжа на асфальте, с трудом, медленно меняясь в лице, приходит в чувство, поднимаясь на ноги, чтобы постоять за себя.
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments