alexander pavlenko (alexander_pavl) wrote in drugoe_kino,
alexander pavlenko
alexander_pavl
drugoe_kino

Category:

Сегодня радостный день

Когда я был мальчишкой, мне очень нравился один полузабытый (может быть, полностью забытый) фильм из фильмографии А.Муратова – «Большие хлопоты из-за маленького мальчика», 1967 год. Примерно до середины 70-х его регулярно показывали по ТВ во время школьных каникул, потом перестали. Вероятно, кто-то из работавших над фильмом уехал из СССР – в таких случаях глупая мстительная Софья Власьевна стирала все видимые следы «изменщика», чтобы человека как бы с самого начала не было вовсе.

Bild_01jpg Bild_02

А фильм весьма знаменательный. Своего рода иронический компедиум сюжетов и визуальных мотивов советского интеллигентского (а было ли другое?) кино 60-х годов, композиционно оформленный под «Маску Димитриоса» Негулеско и украшенный, к тому же, виньетками из Антониони, раннего Куросавы и Марселя Карне. Другими словами, советский фильм конца 60-х был версией французских фильмов «новой волны» начала 60-х, тех самых, по поводу которых Роберт Бенаюн в журнале «Позитиф» писал: «Это цитатные фильмы, где сцена из Хичкока, подклееная к сцене из Бунюэля, предшествует длинному эпизоду в стиле Виго, снятому в росселиниевском духе, но омоложенному приёмами в манере Пэдди Чаевски».
По поводу «Больших хлопот из-за маленького мальчика» затруднительно с чистой совестью вымолвить сакраментальное «сюжет фильма прост», потому что не прост он, сюжет-то, хоть имеет поверхностное сходство с «Человек идёт за солнцем» Калика.

Bild_03 Bild_04

Начинается кино с детской экскурсии по киностудии, но камера почти сразу отвлекается на съёмки (кино в кино в кино), где занят мальчик, сверстник экскурсантов, и такое гибкое перетекание одного микросюжета в другой с сохранением деталей по принципу внешнего сходства проводится по всему фильму очень последовательно и с юмором. Всё разное – и всё одинаковое. Серийность людей, мизансцен, обстоятельств высмеивается с едкостью, граничащей с сарказмом, однако это авторское отношение к происходящему заметно только при внимательном слежении за фильмом. Я лично в детстве этот аспект не улавливал, мне было просто смешно. Только две недели назад, пересмотрев фильм в режиме он-лайн, наконец разобрался, почему меня так веселила история поисков мальчика, уставшего от бесконечного повторения бессмысленных дублей киносъёмки и ушедшего бродить по огромному солнечному городу, где всё случается лишь однажды. По ходу дела в поиски мальчика включались киношники, милиция, случайные свидетели происшествий и - постепенно – чуть ли не весь город.

Bild_05 Bild_06

Синефильские отсылки и рефлексии большей частью скользили мимо меня, но мне страшно нравилось, как мальчик забредал в декорации «Туманности Андромеды», снимался в одной из ключевых сцен и рассеяно удалялся из кадра, как пел для одной-единственной девочки со сцены летнего театра, как купался в реке голышом с другой девочкой, а после разыгрывал импровизацию на тему «Романа с контрабасом» Антоши Чехонте и «Белочки и Тамарочки» Леонида Пантелеева.
Однако фильм «Большие хлопоты...» не только посмеивается над современным ему кинематографом, он, в свою очередь, послужил сценаристу «Афони» источником вдохновения для одного из самых едких эпизодов. И это лишний раз свидетельствует о высоком качестве мало кому известной кинокартины 1967 года.

Bild_07 Bild_08

Изящная банализация интеллигентской моды "шестидесятников", лёгкое выявление внутренних каркасов высоколобых шедевров того времени, к сожалению, не имели продолжения в советском кино. В новом, семидесятническом десятилетии двадцатого века не оказалось достойных объектов для пародий, эпоха интеллигентного подшучивания над собой завершилась тогда же, в момент выхода фильма.

Bild_09 Bild_10

Можно сказать, что прелестная комедия «Большие хлопоты из-за маленького мальчика», равно обращённая и к интеллектуалам и к простым зрителям, была одним из последних фильмов, дышащих атомосферой советских шестидесятых, когда деревья были большими, горизонты светлыми, люди улыбчивыми, а молодогвардейский альманах «Фантастика» - умным, интересным и ежегодным.
Да, чуть не забыл – в роли очаровательного артистичного зануды-режиссёра в кокетливом беретике блеснул Олег Каравайчук. «Дядя Гриша, - восклицает он, с неописуемой элегантностью взмахивая кистями рук, - Какой у меня сегодня радостный день!»

Bild_11 Bild_12
Tags: Кира Муратова, советское кино
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments