kinoumerlo (kinoumerlo) wrote in drugoe_kino,
kinoumerlo
kinoumerlo
drugoe_kino

Categories:

«У нас есть Папа!» (Нанни Моретти, 2011), или А был ли Папа?

Нанни Моретти – культовая фигура современного итальянского кино. Вот уже более тридцати лет он создаёт грустные и смешные истории о жизни человека в современном обществе, ловко сочетая в одном лице роли режиссёра, актёра, сценариста и продюсера. Его неспроста называют «итальянским Вуди Алленом». У Моретти, как и у Аллена, реальность часто граничит с абсурдом, герои, обременённые целым букетом всевозможных комплексов, переживают экзистенциальный кризис, поиск выхода из которого непременно сопровождается ироничным экскурсом в теорию психоанализа. Сам автор в этих историях частенько выступает в роли чудака чудаков, тщетно пытающегося разобраться в причине болезней нашего мира. Разница между Алленом и Моретти состоит, пожалуй, лишь в том, что градус язвительности у последнего значительно ниже, чем у его американского коллеги, а потому к своим героям он относится с большей трепетностью и состраданием. В последней картине итальянца «У нас есть Папа!» (2011) центральным объектом иронии пополам с сочувствием становится не кто иной, как Папа Римский.

У нас есть Папа Моретти

Кардиналы чинно и благородно собираются для избрания нового Понтифика, и ни один из них не ждёт, что в маленьком королевстве вскоре произойдёт большой переполох. Мало кто желает нести бремя наместника Сына Божьего, а случайный выбор, как это обычно и бывает, падает на того, кто не хочет этого больше всех. Избранный на престол кардинал Мельвиль как может отнекивается от непосильной ноши: закатывает истерики, отказывается выходить на балкон собора Св. Петра с приветственной речью, наконец, бежит из Ватикана куда глаза глядят. Понтифика пытаются успокоить, вразумить, для чего даже обращаются к помощи психоаналитика. Но никто, по всей видимости, даже сам Мельвиль, не понимает, в чём причина его несостоятельности как Папы. Причину эту напрасно ищут в здоровье героя, в его детстве, в отношениях с матерью. Но по Моретти, проблема куда глубже, и лежит, то ли в корне устройства современного общества, то ли и вовсе в основании природы человеческой.

У нас есть Папа Моретти

По мнению режиссёра, человек нашего времени, будь он хоть Папа Римский, - это человек до ужаса уставший, одолеваемый рефлексией, не реализовавший свои желания, не готовый к принятию серьёзных решений и не способный отвечать не то что за других, но и за самого себя. Мельвиль – это чеховский герой, маленький человек, который всю жизнь плывёт по течению, отказываясь от своих мечтаний и страдая от нехватки душевных сил и уверенности в себе. Жизнь его проходит так, что ближе к её финалу Мельвиль даже не может вспомнить, как жил, что делал. Волею судеб, маленький человек становится главой одной из самых крупных конфессий мира, и это тоже характерно для современного усталого общества, выдвигающего в свои лидеры усталых людей.

У нас есть Папа Моретти

Исследуя причины неспособности Мельвиля принять на себя обязанности Папы, режиссёр попутно иронизирует по поводу состояния католической церкви. Её слабость выражается в неспособности помочь человеку справиться с его душевными терзаниями, и необходимости обращаться к совету психоаналитиков, которые, в свою очередь, тоже бессильны что-либо сделать. Кроме того, выясняется, что современным духовным лицам ничто материальное не чуждо. Как и простые люди, они ссорятся и радуются, играют в картишки и волейбол, сидят на антидепрессантах и снотворных, и совершенно не желают противостоять соблазну чревоугодия в виде «вкуснейших пончиков с кремом» и капучино с маленькой пенкой. Кардиналы оказываются людьми весьма наивными, о чём свидетельствует то, что для веры в благополучие Папы, им достаточно видеть за его окнами чей-то прохаживающийся силуэт, и ничего что Папу в это время изображает гвардеец. Но из всего этого следует парадоксальный вывод о том, что простота и наивность кардиналов и служит залогом их успешного богослужения. И может быть Папой достоин стать именно такой как Мельвиль, за сомнениями которого стоит искренность и требующая изрядной смелости готовность к покаянию, так необходимому современному миру.

У нас есть Папа Моретти

Прелесть кинематографа Моретти состоит в том, что его метод исследования человека и общества лишён критики. Режиссёр относится к своим героям с состраданием и пониманием, с терпимостью и сочувствием. Как никто другой, он знает, что у маленьких людей и вина маленькая. Мир по Моретти перевёрнут с ног на голову, противоречив и парадоксален, но страшного в этом ничего нет, мир именно таким и должен быть, деваться некуда.

У нас есть Папа Моретти
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments