?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
Охота на лис, 1980 год
Alex_P
alexander_pavl wrote in drugoe_kino
Когда-то, в угаре перестройки, когда ещё не все молодые да зубастые кинокритики собрались в журнал «Сеанс», когда их эпатажные статеечки появлялись в «молодёжных» номерах «Театральной жизни», «Декоративного искусства» и прочих «даугавах», в руки мне попала брошюрка «Гомосеки в кино». Это был откровенный сам-себя-издат, причём часть страниц оказалась бракованной, а другая часть дублированной, а ещё одна часть на украинском языке. Но остаток порадовал. Взгляд на советские фильмы был свеж, как редис прямо с грядки.
Само собой разумеется, сталинское кино было пронизано гомоэротизмом, хотя, например, вольная экранизация «Вратаря республики» Кассиля всеми силами гнала любовные отношения простого парня Кандидова и инженера Карасика, столь важные в тексте книги, на периферию сюжета – хотя – знаменательно! - Карасика сыграл ни кто иной как артист Горюнов, о котором Илья Ильф язвительно заметил «у него все штаны полны задницей, публике это нравится, он это знает и все норовит повернуться к ней задом». Но о сталинском кино, которое в период писания вышепомянутой брошюры всячески третировалось, там не говорилось ничего, а проницательный взгляд сконцентрировался на «оттепельном» и «застойном» кино.
От застойного кино представительствовал анализ замечательного фильма Абдрашитова и Миндадзе «Охота на лис».

onl_01 onl_10

Вы, наверно, помните, как игравший в «охоту на лис» - то есть в погоню за радиосигналом по пересечённой местности – простой рабочий парень в исполнении великолепного Гостюхина был пойман и избит хулиганами, а на суде вдруг разглядел избивавшего его мальчика – Нефёдова – и пропал. Потерял интерес к жене, зачастил в тюрьму к осуждённому и всё считал дни до освобождения своего хмурого ангела... А кончилось всё так, как и должно было кончиться в СССР: освободившийся гопник, понявший чувства простого рабочего парня лучше, чем сам парень, навалял ему люлей, чтобы тот не приставал, вот вам и весь катарсис.
Фильм Абдрашитова и Миндадзе странный и, если его рассматривать вне контекста «мужской влюблённости», вполне бессмысленный. Ведь в «Охоте на лис» не говорится о любви. Там говорится о чём угодно, но не о любви. Но в том-то и прелесть советской культуры, что в ней громогласно декларируемое не имело ни малейшей ценности. Всё, что было реально ценно, выносилось через чёрный ход и – молча. «Делай, что хочешь – пел БГ, - но молчи, слова – это смерть». Сейчас этот важный аспект того времени старательно игнорируется ностальгирующими совколюбами, но что нам до них? Правда – вот бог свободного человека! (с) Это не говоря уже об удовольствии восстановления исторической справедливости и утверждения того (неочевидного) факта, что советская культура, как совы в Твин Пикс, казалась не тем, чем была на самом деле.

onl_02 onl_08

В сущности, Абдрашитов и Миндадзе дали нас советскую версию «Смерти в Венеции» Томаса Манна. Культурные коды, на который базировалась гениальная новелла Манна, последовательно, с исключительной, хирургической точностью и не без сарказма переведены на почву социологии советского общества. А масштаб душевного переворота главного героя сохранён без изменений. Персонаж Гостюхина, узнаваший правду о себе, не сходит с ума, не умирает в отчаянии от осознания напрасно пропущенной жизни. Он просто сходит с дистанции, которую ему навязывает настойчивое «пип-пип-пип» в наушниках.

promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
Вот бы не догадался... Думал,просто мужик тормознутый, типа шукшиновских героев - недавно про одного пересматривал фильм, где он писал трактат о государстве и вечные двигатели строил, а жениться не хотел, несмотря на активные ухаживания вдовушки.

А вот про "Ну погоди!" и сам подозревал, и вот более ушлые товарищи пишут (вторая часть эссея):

"У Волка нет пары. Волчица появляется лишь единожды, как наклейка на мотоцикле — гламурное сердечко с Волчицей-идеалом, к которому Волк, впрочем, и не особо стремится. Примечательно, что на этом мотоцикле он гонится за Зайцем, мирно катящем на велосипеде. В мультфильме ярко выражен сексус, остроумно подчеркнутый уже в первом выпуске: на пляже свинья загорает в трех лифчиках. А там где сексус, есть и сексуальные отношения. В каждом сюжете педалируется пищевой интерес Волка. Но мечтания Волка о Зайце как о еде излишне сладострастны. Он судорожно сглатывает, кряхтит, охает, представляя Зайца, нежно прижимается к нему, щекочет, щупает. Одним словом, Волк вожделеет"
http://chewbakka.com/godistv/simulacra

Да, в "Ну, погоди" это всё буквально на поверхности. В других фильмах подобные аспекты сокрыты тщательней.

поначалу подумал, что написано по принципу "у кого что болит"
но аналогия со "Смертью в Венеции" крайне убедительна, да

надо пересмотреть
да и не только лис, а вообще Абдрашитова. есть ощущение, что он как раз входит в моду. только не пойму, с чем это связано.

кстати, у Миндадзе без Абдрашитова получается значительно слабее. Казалось бы сильный сюжет "В отрыв" не смотрится и едва ли понимается зрителем с первого раза.

надо пересмотреть да и не только лис, а вообще Абдрашитова - "Остановился поезд" сильная вещь и злая очень.

Согласен с вашей первой мыслью.
Теперь позволительно любую дружбу записать в гомосексуализм, любой разговор с ребенком - в педофилию, и т.п. В советское время я сталкивался с такими намеками всего лишь пару раз. (С трудом понимая о чем вообще идет речь.) А сегодня это стало чуть ли не "хорошим тоном", предметом для "светских шуток"... (Да что говорить - если уж и детей в школе намерены обучать "толерантности" в отношении любых извращений...)
.Подумать только - мы с друзьями ходили в походы, ездили отдыхать на юга, и, насколько помню, никому даже в голову не приходило, что простую дружбу ( да вообще, теперь - едва ли не любой разговор наедине !) можно трактовать таким извращенным образом. Гомосексуализм - это было какое-то полумифическое психическое отклонение, с которым практически никто никогда не сталкивался, и которое было таким же грязным и мало интересным, как копрофагия.
А теперь и само простое слово "дружба" изгажено. ("Дру-ужба! Как же, понимаем, какая это дружба! Гы-гы...")

И аналогия со "Смертью в Венеции", конечно, притянута за уши.
Не пересматривал "Охоту" давно, но, насколько помню, герой Гостюхина всего лишь попытался защитить "свою правду", ту правду, которой жил до всю жизнь, которая казалась ему "всепобеждающей". И, как честный советский человек, "гегемон"-пролетарий, который руководствуется "Моральным кодексом строителя коммунизма", решил, что не может пройти мимо гибнущего в цинизме и эгоизме соплеменника. Простодушно, как юный пионер, (вот именно, как шукшинский герой), попытался, так сказать, применить на практике популярные догмы о "воспитании нового человека" трудом и правдой.
И проницательность Абдрашитова-Миндадзе выразилась в том, что они провидели в молодом человеке вот это грядущее "восстание" "принципиального" ублюдка, "жлоба с идеологией".
Которого простодушный герой Гостюхина ни в чем не смог "убедить".
В результате такие жлобы и воцарились в 90-х, и уничтожили страну, и торжествуют по сей день...

Гостюхину хорошо удаются роли людей с обсессивно-компульсивными расстройствами. Недавно по ТВ показывали фильм "Белый ворон", где его герой, - оригинально мыслящий шахтёр, домогается чужой жены.

"Ну, а если прогнать Моше Даяна с Голанских высот, а арабов с иудеями примирить? — что тогда останется в головах людей? Один только чистый гомосексуализм."

Абдрашитов -- такой свинцово-мрачный режиссёр. Но хороший. "Армавир" -- это сила.

Не только "Армавир". У него много хороших фильмов.

Почитал комменты,доставило.Автор пейшы есчо.

Шарик из Простоквашина как тесто не месит- всё сосиски получаются. С гомосеками та же фигня.

***А кончилось всё так, как и должно было кончиться в СССР: освободившийся гопник, понявший чувства простого рабочего парня лучше, чем сам парень, навалял ему люлей, чтобы тот не приставал, вот вам и весь катарсис. ***

Это наверное во второй серии, т.к. в первой - не навалял.

Типа вырезали эпизод.

  • 1