?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Flag Next Entry
Удивительное кино, которое мы потеряли
Alex_P
alexander_pavl wrote in drugoe_kino
Когда-то, давным-давно, снежным зимним вечером 1970 года, я посмотрел один фильм, который на меня, семилетнего, произвёл впечатление тем, что я ничего там не понял. Какой-то индифферентный мальчик, которым все вокруг хотят завладеть, какие-то жуткие подземелья, как в «Фантомасе», много песен, а в конце клоуны танцуют с мальчиком на плечах на пустынном пляже (позади них – летняя сцена, как в том дворе, где был дом моей тёти), а мальчик хранит на своей серьёзной мордочке выражение типа «ешьте меня, мухи с комарами».

01

Шли годы. Время от времени я вспоминал увиденное в полном недоумении – что же такое мне тогда показали? Фильм больше не повторяли, разобраться было невозможно.
И вот, наконец, пару месяцев назад, разбирая фильмографию одного из своих любимых актёров – Валентина Никулина – я опознал: то был «Удивительный мальчик» Александра Орлова-Второго и Леонида Пекура, в котором, между прочим, пела никому не известная артистска Москонцерта Алла Пугачева. Мне померещилось, что в «Удивительном мальчике» был не только её голос, но и сама она пару раз появилась в кадре, но титры фильма это не подтверждают.
А фильм сей чрезвычайно показателен. Начать с того, что он плохой. Кретинский сюжет, дилетантская режиссура, затянутость сверх всякого вероятия и огромное число совершенно ненужных персонажей. И песни! Ай, какие песни, мама дорогая! Слова – А.Наймана, коего похваливала Анна Ахматова, склонная хвалить исключительно бездарностей и ругать действительно талантливых поэтов. Этот Найман потом написал книжку про свои встречи с ААА. Песни на слова Наймана пребывают далеко за пределамии добра и зла. Это просто чудовищно. Особенную чудовищность песенкам придаёт то обстоятельство, что музыка к ним написана очень неплохая, а то и просто хорошая, ибо композитором был приглашён Эдуард Артёмьев, да и спеты они прекрасно. Но это ещё не всё! В фильме есть пантомима в духе Марселя Марсо, она сопровождает всё действие. Не удивлюсь, если узнаю, что эту пантомиму ставил Женечка Харитонов, она такая жэманная, такая тонкая, как сльозы на цвэтах в его сочинениях.

03 04

Сюжет же прост, как международный фельетон в газете «Правда». Некий Профессор в Западной Стране из случайно найденного гвоздя делает мальчика. Пока Профессор пытается продать на улице золотые часы и на вырученные деньги купить что-то там такое, нужное, Удивительного Мальчика забирает какой-то богач со своими подручными, в счёт уплаты долга. Потом Мальчик переходит из рук в руки, а в конце вечномолчащие мимы, сурово названные в титрах «фиглярами», возвращают Мальчика Профессору.

05 06

Но сюжет является лишь поводом для бесконечного нанизывания совершенно бессмысленных визуальных цитат, составляющих Большой Джентельменский Набор столичного интеллигента. Профессор бредёт вдоль кромки моря, как герои «Сладной жизни» Феллини в финальной сцене, а потом пересекает площадь в композиции, содранной из начальных кадров «Шернбургских ззонтиков». Самый страшный злодей не только скрывается в научно-фантастических подземельях на манер Фантомаса, но имеет зонтик, котелок и облегающее пальто персонажа с картин Рене Магрита – впрочем, там много цитат из Магрита. На балконе корчит рожи некто в белом клетчатом костюме и в соломенном канонтье, видимо, долженствующий изображать Гарольда Ллойда. Сам Профессор перенесён сюда из фильма «Три толстяка», а поющая девочка имитирует Лину Бракните в «Девочке и эхо» Жебрюнаса. Вообще, эта девочка – абсолютный мастси для всех любителей пантсушотов и фетишистов босоногости и один из немногих персонажей, нужных для движения сюжета... Впрочем, она не столько двигает сюжет, сколько поёт, пританцовывая. И так далее и тому подобное.

07 08

Всё, появляющееся в кадре, немедленно нагружается символическим значением, причём символика подаётся с агрессивным давлением более сорока метерлинков в минуту. Андрею Тарковскому, который как раз в наступавшем десятилетии увлекся постановочными натюрмортами, подобная визуальная разнузданность и в страшном сне не приснилась бы.
«Удивительный мальчик» был показан по советскому ТВ единожны, в новогодний день 1970 года, после чего на полвека убран на полку. В принципе, запрещать его не из-за чего, так что он был не столько запрещён, сколько забыт, и забыт прочно. А жаль. В нём уже содержатся все прибамбасы, все прижки и гримасы, коими в конце 70-х годов Марк Захаров покорил сердца советской интеллигентной массы. Карнавализация, тудыть её в качель!
Фильм эффектен, как пролистывание альбома, престижного альбома, привезённого из загранкомандировки в Румынию и выкладываемого на стол только при достойных, интеллигентных гостях, способных оценить и Кафку и Дали и песни Галича и фугу си-минор Баха. Я бы рекомендовал этот фильм всем, всем, всем любителям советской высокой духовности, если бы не бесконечные песни на корявые стихи Наймана, выросшего на коленях Анны Ахматовой.

02 09

promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

>>одного из своих любимых актёров – Валентина Никулина

Недавно пересмотрел Путь к причалу. Там он не интеллигент и даже поёт суровую песню.

Edited at 2012-09-13 10:11 pm (UTC)

Никулин вообще мог играть что угодно, а его низкий голос, очень мужской, маскулинный - это потрясающе. Я вот помню в его исполнении "Ты припомни, Россия, как всё это было, как пожизни ушло у тебя на бои..." Мощь и пафос такие, что мороз по коже.

Любопытно, спасибо.
У меня так же в памяти осталось несколько странных советских фильмов.
Например фильм с актером Павловым о Тамбовсколм восстании, как ни странно, отчасти сочувственный к повстанцам. Это кажется невозможным, но было. Фильм был страшно искалечен цензурой, отец (работник ТВ) говорил что-то про чевертую (низшую) категорию и скандалы, с ним связанные.
И вот не могу найти даже название восстановить.

Да, это было интересно увидеть... Или хотя бы вспомнить.

У Вас феноменальная зрительская память. В семилетнем возрасте увидеть фильм и держать в себе его подробности сорок два года...

у меня например стопятьдесят зрительных образов из возраста от 6 до 7 лет - фильмы книги ... мучительно ищу но тщетно.


(Deleted comment)
Это по книжке "приключения Гвоздика" ?

Видимо это по этой книге.
Тарковский тоже не экранизацию "Пикника на обочине" снимал.

Обязательно посмотрю этот фильм, если он есть в Контакте. Заинтриговали.

А я не смотрел.. видимо тоже надо!

Да, как раз тогда заканчивалась волна ошарашивающе странных фильмов, о некоторых я уже написал - например о "Весёлом волшебстве" Рыцарева.

Забавно. У меня есть ощущение, что я его видел.

Поэзия должна быть глуповата,
Но сам поэт — не должен быть дурак.

Спасибо, как всегда очень интересно вы пишете.Без намёка на стереотипы. Наслаждаюсь вашим стилем


Есть такой закон Рибо. Чем дальше от нас отстоят во времени события, тем лучше мы их помним.

У меня в памяти всплыл фильм моего детства начала 70-х.Про темнокожего мальчика, он пел и играл на гитаре на фоне заснеженного Ленинграда.
Недавно выяснила что это "Верный друг Санчо" ,Рижская киностудия 1974 год. Посмотрела . И конечно он оказался дурацким, а тогда казался замечательным.
Десятилетний иностранец приезжает с родителями в Ленинград и поступает учиться в советскую школу. Его играет русский мальчик в косматом , чёрном парике и густо намазанный коричневым гримом, дабы обозначить, что он латиноамериканец.
В роли его папы-коммерсанта латыш Ивар Калныньш, загримированный под знойного мачо-латиноса и загорелый как цыган.
Санчо подружился с пионерами и постоянно грезит всевозможными подвигами и приключениями, а папаша, тем временем , шпионит против СССР, гадюка!
В этом кино мне показался интересным только один эпизод, своеобразная перекличка с фильмом "Небесный тихоход" , когда замечательный Василий Меркурьев исполняет знаменитую песенку лётчиков. Он словно постаревший старший лейтенант Туча, ставший генералом авиации.
Рядом с ним актёр Юрий Каморный. , популярность которого тогда уже сходила на нет. Здесь он откровенно скучает, ему нечего делать в этом кино. Разве что играть на гитаре.


Но хоть детство вспомнила.

А у меня был шок из-за пропущенного в детстве фильма 1970-го года "Телеграмма" Ролана Быкова (вообще-то я смотрел ВСЕ фильмы Ролана Быкова по многу раз). Я его год назад, под Новый год, посмотрел - и у меня челюсть отвисла: шедевр.

Edited at 2012-09-14 09:00 am (UTC)

Смотрел в детстве по ТВ, и он мне совершенно не понравился. Типичный случай - фильм якобы детский, а на самом деле взрослые снимают его для себя.

Кстати, про мальчика из гвоздя. Точно помню, что это не первый фильм на эту тему, который я смотрел. Или спектакль был. Какая-то известная сказка, нет?

UPD. Посмотрел комменты - действительно, наверное по книжке "Приключения Гвоздика"

Edited at 2012-09-14 06:57 am (UTC)

Не думаю, что фильм даже теоретически предназначался детям. Он, похоже, сразу затачивался под столичных поклонников эстетского сюрреализма.

Я тоже с детства помню и люблю фильм "зеленые цепочки", всегда смотрю с удовольствием,когда показывают.

"Зелёные цепочки", "На графских развалинах" - хорошее кино. А для того времени просто отличное.

Мне 35 лет. В детстве, в класее 2 или 3-м на продленке смотрела 1 раз один фильм, некоторые моменты врезались в мою память, а музыка часто крутилась в голове. Я не помнила ни названия ни актеров. В прошлом году стала в инете искать по сюжету что могла вспомнить и в торренте скачала. Название картины "Сказка странствий", в главной роли Андрей Миронов, музыка Альфреда Шнитке. Вот ща думаю, какой сильный фильм, философский, а музыка (когда они взлетают с вершины высокой горы) аж мурашки по коже.

"Сказка странствий" - фильм ужасов, снятый Александром Миттой с присущим ему масштабом. Многие сцены действительно жуткие.

Тоже есть такой телевизионный фильм детства, в жанре приключенческого сюрреализма, образно запавший в память и исчезнувший с экранов глубоко и надежно. Особенно надежно после того, как позднее вышел широкоэкранный фильм-двойник по названию, ставший народным шлягером.Что делало практически невозможным поиск его в раннем рунете, даже по исполнителям главных ролей.
Сейчас справедливость восстановлена:-) и инфа таки появилась...
"Карнавал" (ТВ фильм-ревю, 1972 г.)

а для меня по-прежнему самым-самым советским лучшим фильмом является "Город Зеро".
Манти-Пайтон уже были, но про них я не знал тогда. И "Бразилия" Т. Гильяма была. Но "Город Зеро" - the best
навороты истории, абсурд, предсказания жизни и смерти, Филатов, рок-энд-ролл, командировка, рассуждения о смысле жизни на уровне Кафки. Что еще можно добавить?

Edited at 2012-09-14 10:58 am (UTC)

Мне, откровенно говоря, "Город Зеро" скучен. Я всегда любил "Дорогого мальчика" Стефановича. Там Ирина Азер в белых шортиках на мотоцикле несётся по однополосной дороге под панк-рок и на пустом океанском пляже на полной скорости разворачивается так, что песок волной в объектив!!! Ну какой Кафка супротив такой роскоши выстоит? "Остальное - слова! Чтобы плакать о ма-а-а-ме!.."

Кино не смотрела. В любом случае, не думаю, что оно по качеству может быть хуже, чем ваш графоманский выпук.

Как хорошо, что вы мне об этом сообщили.