desyateryk (d_desyateryk) wrote in drugoe_kino,
desyateryk
d_desyateryk
drugoe_kino

«Цезарь должен умереть» / Cesare deve morire (Паоло и Витторио Тавиани, Италия, 2012)

ТРАГИЧЕСКИЙ НАИГРЫШ



Выход в наш, пусть и ограниченный прокат фильма «Цезарь должен умереть» (Cesare deve morire, режиссеры – Паоло и Витторио Тавиани, Италия) можно только приветствовать. Постсоветский зритель крайне редко видит новые картины производства одной из лучших кинематографий мира; во-вторых, Тавиани — патриархи итальянского неореализма, давшего миру Феллини, Пазолини, Висконти, де Сика.

Оставаясь верными приемам, выработанным полвека назад, Тавиани попытались соединить психологическую, социальную и историческую драмы. «Цезарь должен умереть» — о заключенных итальянской тюрьмы строгого режима "Ребибия", ставящих трагедию Шекспира «Юлий Цезарь» под руководством театрального режиссера Фабио Кавалли.

Сюжет о театре за решеткой не нов, и свежих средств для его воплощения у Тавиани также не нашлось. Если прямолинейный реализм еще как-то подходит для изображения тюремных будней, то шекспировский текст такому подходу явно сопротивляется. Конечно, преображение отпетых уголовников в актеров вызывает глубочайшее уважение. Но актеры они, по правде говоря, посредственные. Уже в эпизодах предварительных прослушиваний это заметно: когда будущих участников труппы просят назвать свои имя и приговор с гневом, впадают в совершенно одинаковую ярость, когда тот же текст нужно сыграть с жалостными интонациями, показывают ту же ярость.

Как следствие, и Шекспира, и самих себя вне сцены они играют столь же монотонно, с массой пафоса и крика – а такая склонность рвать страсть в клочья - первейший признак дурного театра. Вместо трагических котурн режиссеры (и Кавалли, и Тавиани) предлагают актерский наигрыш и надрыв, вместо глубины первоисточника — набор постановочных штампов.

Логика неволи обретает на провал любую имитацию. Тюрьма – это царство документа, и потому, например, кажется, что жесткая неигровая драма о том, как постановка «Цезаря» изменила жизни заключенных, с кропотливым всматриванием в выбранные характеры, была бы намного интереснее. Тавиани поставили перед собой иную задачу. И, похоже, не справились с ней.

Однако старомодная режиссура в сочетании с социальным колоритом очаровала жюри последнего Берлинского фестиваля — итогом стало присуждение «Цезарю...» «Золотого медведя», а также приза экуменического жюри. При этом не покидает ощущение, что главной причиной обоих решений было желание отметить заслуги едва ли не последних оставшихся в живых представителей великого поколения неореалистов.

Дмитрий Десятерик
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment