?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
Черно-белая жизнь, бьющая через край. Заметка о фильмах нуар.
piston_404 wrote in drugoe_kino

Описание: «Film noir» – «черный фильм», именно так в 1946 году охарактеризовали французские кинокритики направление американского кино.Захватывающий мир Нуар. О фильмах жанра НУАР film noir

Нуа́р (фр. film noir — «чёрный фильм»)

Скорее, нуар определяется совокупностью более неуловимых качеств тона, изображения, интонации. Прежде всего, «нуар», как «чёрный» фильм, определяется через противопоставление «серому» и «белому» фильмам.

Описание: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/25/BigComboTrailer.jpg/250px-BigComboTrailer.jpg


В целом, понятие «фильм нуар» относится к тем голливудским картинам сороковых и начала пятидесятых годов, в которых изображается мир тёмных, блестящих от дождя улиц, мир преступлений и пороков.

Типичный образ из фильма-нуар.

Кадр из фильма «Большой ансамбль» (1955)

Художественные особенности «чёрного фильма»:

Описание: 2• большинство сцен — ночные или намеренно затемнены;. 
• в кадре преобладают вертикальные и косые линии (что роднит «нуар» с немецким экспрессионизмом); 
• освещение не выделяет актёра среди обстановки, часто он вообще помещается в тень, что подчеркивает растворение персонажей в среде, в общей мрачной атмосфере; 
• передача напряжения через физическое действие избегается; размеренность движений, внешняя сдержанность эмоций актёров, в сочетании с нагнетанием обстановки ближе по духу «чёрному фильму»; 
мотив Города как необходимая деталь, естественная «среда обитания» героев; 
мотив воды. Дождь, влажные поблескивающие улицы, доки, причалы — частые детали в фильме-нуар; 
• сложная, запутанная хронология действия, создающая впечатление «потерянности во времени», дезориентации. 

чем больше голливудские фильмы становились красивой оберткой без конфетки, тем чаще и классики кино, и начинающие режиссеры обращались к необычный атмосфере и самому духу времени фильмов-нуар. 



Именно в этих фильмах стали уделять большее внимание психологическим переживаниям героев, зачастую превращая простую историю об убийстве в шедевр за счет внесения в него сомнений, фобий и мыслей человека, оказывающегося на грани своих возможностей или в одиночестве против общества. И именно эти штрихи к портрету могут стать еще одним признаком относительно положительного героя.

В этом жанре, или стилистике, как вам будет угодно, отсутствие хэппи-энда – это обычное явление. 

Кстати, именно из этих фильмов пошел в жизнь образ женщины-вамп, которая зачастую играла по своим  правилам и, обычно, влюбляла в себя главного героя, чтобы потом его использовать. Или использовала, а потом влюблялась.

1символом подобных фильмов принято считать частного детектива, который ввязывается в достаточно запутанные истории. 

Вспомните – темные дома, вечный дождь, крутой парень в плаще и шляпе, натянутой на глаза, стоящий под мерцающим фонарем. Вот именно это и есть Нуар.

нуар в современном мире со всеми его «достопримечательностями» – безысходностью, криминальными структурами, одиночеством главного героя против огромного замороженного города

Ну, и роковые красавицы тоже там есть, и они тоже играют по своим правилам.

В фильмах нуар главный герой, как правило, располагается в тени. Когда окружающей среде придаётся
равный или даже больший вес,
чем актёру, это неизбежно создаёт атмосферу безысходности и обречённости. Протагонист не в силах 
что-либо изменить; город делает напрасными любые усилия, сводит их на нет.

Для фильма нуар характерно почти фрейдистское пристрастие к воде. Пустынные чёрные улицы почти всегда блестят от вечернего дождя (даже в Лос-Анджелесе), и дождь обычно усиливается по мере нарастания сюжетного драматизма. Доки и причалы становятся местом встречи персонажей почти так же часто, как боковые улочки и переулки.

В сюжете неизменно присутствуют элементы романтического повествования. В таких фильмах, как «Почтальон всегда звонит дважды», «Лаура», «Двойная страховка», «Леди из Шанхая», «Из прошлого» самой структурой повествования создаётся настроение temps perdu (утраченного времени),ощущение невозвратности прошлого, роковой предопределённости и всеобъемлющей безнадёжности. В фильме «Из 

прошлого» Роберт Митчэм рассказывает 

историю своей жизни с таким смаком, что становится понятно, что у него нет никаких надежд на будущее, остаётся только вновь и вновь оживлять обречённое на забвение прошлое.






Нередко для усиления ощущения утраченногопрошлого применяется сложно

 выстроенная хронология событий. погружающая зрителей в путаную хронологию крайне стилизованного мира. Манипуляции со временем, поверхностные или сложн

осочинённые, нередко нужны для 

того, чтобы ещё раз подчеркнуть существенный принцип нуара: «как» всегда важнее, чем «что».

Страстное отношение к прошлому и настоящему, и страх перед будущим. Герой нуаров боится заглядывать в будущее, стремится жить одним днём, и если ему это не удаётся, он возвращается в прошлое.

В таком мире стиль приобретает первостепенное значение — он служит защитой от бессмысленности. «Это не самый восхитительный мир, но это мир, в котором ты живёшь!»

Фильм Нуар это предельная откровенность перед неизбежным.

Это чувства неудержимы и события неотвратимы

Это жизнь на 110%

 Это когда с утра шел дождь, а ночью выпал снег и жизнь это передвижение по тонкому, хрупкому льду, 

Это когда мужчина мужественный и сильный.

Девушка красива и таинственна

Злодей ужасен и жесток

А друзья идут с тобою до конца

Где предательство карается смертью

Где деньги не пахнут, как и кровь черна.

Где от музыки щемит сердце.

Где вместо слёз льет дождь.

И еще Нуар это концентрированная романтика.

Нуар это чем вдохновляются современные режиссёры, где черпают сцены и сюжеты Тарантино, Дейвид Линч, Мартин Скорцезе, Браен Де-Пальма, Гай Ритчи, Балабанов и др.
Это эпоха, это то с чего начинается настоящий киноман и кинокритик. Это то когда человек по настоящему ценит кинематограф, когда реально может смотреть черно-белые фильмы 50х годов и обнаруживает, что погружаюсь в атмосферу нуара он видит то кино, о котором смутно грезил все это время, то что он хотел видеть в кино понимая КАКИМ оно должно быть.











а это воплощение нуара

3231
Афиши фильмов:
30
29
28Часть стилистики Нуара а так же его ярко выраженную (в отличие от других жанров) ЭСТЕТИКУ

каждого из нас окружало с детства когда мы вспоминаем молодых героев того времени, когда мужчины были решительны, девушки женственными и элегантными, мир был полон загадок, а в городе мы боялись потеряться, ощущая себя маленькими на фоне его всепоглощающей суеты, и дождь и запах воздуха после дождя, и фотографии только черно-белые…




Кадры из фильмов
25
Кадр из фильма Жюля Дассена «Обнажённый город» (1948)
- Характерное состояние герой и безжалостный большой город


Энтони Манна «Грязная сделка» (1948)
Орсона Уэллса «Леди из Шанхая» (1947)
Чарльза Видора «Гильда» (1946)

Жака Турнёра «Из прошлого» (1947)
Генри Хэтэуэя «Звонить Нортсайд 777» (1948)

Рудольфа Мате «Мёртв по прибытии» (1950)



24
23
22
20_1
19
21
























внизу (портрет автора заметки Леонид Т)
и фото из семейного архива
x_e3e3ae55
3334



Использованы фрагменты статей Пол Шрейдер "Заметки о фильме Нуар" журнал Film Comment 1972 г.
"Что такое Нуар?" Слава Ёжиков.



promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
почитайте Somewhere in the Night: Film Noir and the American City Николаса Кристофера. Лучшая, наверное, книга про нуар. Очень подробно о культурологическом содержании.

http://www.amazon.com/Somewhere-Night-Nicholas-Christopher/dp/0684828030

"Двойная страховка" - вне конкуренции :-) На редкость атмосферный фильм.

Да вот только "Третий человек" к "нуару" относится лишь косвенно, ибо ближе к интеллектуальной комедии типа "Путешествие Сюлливена", чем к "Почтальон всегда звонит дважды".

Интересно, "Бегущий по лезвию", "Тринадцатый этаж / The Thirteenth Floor" (1999) - это нуар? Или хотя бы элементы нуара - там присутствуют? И какие из современных, кроме указанных "Город грехов" и "Макс Пейн" - являются нуаром или фильмом с его элементами?

"Бегущий" - безусловно.
Не уверен, что смотрел "Тринадцатый этаж".

еще можно se7en вспомнить, например

Спасибо, я по-моему не смотрел...
А что скажете про Сыщик / Sleuth 2007?

интересный, но странноватый фильм - я его так до конца и не понял (возможно, из-за перевода). и уж точно не нуар )

Это жанр, известный как неонуар

[заинтересованно]: Приведите, пожалуйста, примеры.

[радостно]: Не вопрос

Коэны:
Перекресток Миллера
Человек, которого не было
Просто кровь

Линч:
Синий бархат
Малхолланд Драйв

Сингер:
Обычные подозреваемые

Нолан:
Помни

Тарантино и Ко:
Город грехов

Скотт:
Бегущий по лезвию

Кроненберг:
Автокатастрофа

+ Темный город (1998)

И это только из любимых

о, спасибо. Нескольких не видел. Линч, наверное, - все фильмы?

Да, список нео-нуаров Линча, Нолана, Кроненберга можно расширить

Не, ну что...
Автор кратко пересказал статью, а также добавил свою фотографию. А собственные мысли автора где?

Основной признак нуара - повествование ведется только от лица главного героя. Если фильм противоречит этому признаку, то он не относится к данному жанру.

А если этот признак есть - значит обязательно нуар?

Если вы учились точным наукам, то наверное знаете, что такое необходимые и достаточные условия?

Я понимаю что имеется в виду, но все же знаю парочку примеров, которые противоречат заявленному "основному признаку"

Классная заметка, спасибо!

  • 1