Лариса Баграмова (loro4ra) wrote in drugoe_kino,
Лариса Баграмова
loro4ra
drugoe_kino

Пыль, Сергей Лобан

Пыль, режиссер Сергей Лобан, Россия, 2005
В главных ролях: Алексей Подольский, Петр Мамонов

Продолжительность: 1:47



Рожденный ползать летать не может (с)

********

        Если после просмотра фильма хочется задать себе вопрос, а что это было, затем ознакомиться с чужими рецензиями, а потом на всякий случай посмотреть его еще раз, значит, фильм удался.
        Режиссер Сергей Лобан минимальными средствами (бюджет фильма составил всего $3000) смог показать жизнь во всей ее бессмысленной пустоте, безликости и бесцельности. Нигилистическое ничто, как призрак, витает и властвует над героями картины… Герой, двадцатичетырехлетний недоросль, выглядящий на все сорок, а по уровню развития близкий к подростку, вызывает временами то чувство жалости, то удивление, то раздражительное недоуменье. 

        О чем может мечтать человек, ведущий серую и однообразную жизнь? Может ли он вообще мечтать о чем-то? И если показать ему его мечту, воплощенную в реальность в таинственном и секретном эксперименте, если дать ей исполниться хотя бы на несколько минут, что будет он делать дальше? И будет ли делать хотя бы что-то? 




            Первая половина картины наводит на мысль о том, что если мечта даже самого безвольного и практически не участвующего в жизни человека станет зримой и осязаемой, в этом мире может что-то измениться. Герой слегка расправляет плечи и прикладывает некоторые, впрочем, весьма скромные, усилия для того, чтобы стать таким, каким ему удалось увидеть себя в условиях секретного опыта. 


        Однако его запала хватает ненадолго. Оказывается, даже самая простая мечта требует сил для ее воплощения. Но силы-то как раз прикладывать и не хочется. Гораздо проще снова оказаться в иллюзиях, вернувшись в условия эксперимента. Пусть это не будет реальностью, пусть окажется всего лишь обманом, но как хочется верить в то, что для исполнения желаний достаточно волшебной палочки или пещеры Аладдина…

        Роль спасительного средства в сознании героя отведена секретному помещению для медицинского эксперимента, в котором ему удалось принять участие. И теперь он хочет повторять этот опыт снова и снова. Поразительно наблюдать за тем, как взрослый и более-менее разумный человек вместо того, чтобы предпринять какие-то практические, причем достаточно простые, действия для исполнения своего желания, пускается во все тяжкие для получения иллюзии. Самостоятельные решения, своеволие, возражения и поступки, о которых и речи не могло быть до его участия в эксперименте, – почему-то именно в погоне за призраком герой обретает смысл и цель жизни. Настойчивость и целеустремленность, которые главный действующий персонаж при этом проявляет, по его меркам, переходят все допустимые границы.  

        Оказывается, для получения желаемого он вполне способен нахамить близким, вытолкать за дверь бесцеремонных посетителей, переодеться в женскую одежду, добиться встречи с нужным журналистом и даже приставить к горлу милой девушки-психолога острые ножницы для получения от нее необходимой информации. Его бы энергию да в других целях… Но каждый сам выбирает свой путь. 
        Вот это-то упорное стремление заполучить то, чего жаждешь, обходным путем, без вложения сил прямо и непосредственно в то, чего желаешь добиться, вызывает и недоумение, и растерянность. Словно герой желает обмануть не только себя, но буквально весь мир. Словно он попросту не понимает, не видит, не слышит сигналов окружающей действительности. Интересны в этом плане образы глухонемых, которые появляются где-то в середине картины. Неожиданно выключается звук, и зритель видит лишь активную жестикуляцию группы молодых людей, о содержании диалога которых он получает информацию из подкадровых субтитров.  
        – Учитель физкультуры умер. Кричал, кричал, а мы же глухие. У него в голове что-то щелкнуло – и все. Вчера были похороны.
        Такое же впечатление производит и главный герой. Хоть оборись – он просто не сумеет понять и услышать, что для того, чтобы прийти к цели, необходимо идти именно к ней, а не в виртуальную машину исполнения желаний. И в результате вместо своей мечты он получает только пшик. Ну а зритель – великолепный десятиминутный монолог врача-экспериментатора, в котором тому удается выразить все смыслы, которые режиссер вложил в эту картину. 

       

        – Я даже знаю, что вы хотите у меня спросить. Ну, спрашивайте. Все спрашивают. Эксперимент, все – эксперимент. Ерунда. Чушь. Вы знаете, кто вы такой? И вообще, кто вы все такие? Да вы хоть раз задумывались об этом всерьез? Так вот, вы – ничто. Пыль. Атомы. А вы приходите сюда, чего-то требуете. А мне что делать? Я врач, я клятву дал – не навреди. А не навредить невозможно, что бы я с вами ни стал бы делать: раковую опухоль вырезать или от насморка лечить. Я вообще убил бы вас на месте. Никакой разницы. Ни пользы, ни вреда. Вы знаете, что вы сами – вред? Вы яд. Расплодились, как мухи. Гадите друг на друга и даже не замечаете. Проку от вас нет. Впрочем, и от меня проку нет. Проку вообще нет. Вся наука – разрушение. Чем больше мы в человека погружаемся, тем меньше он существует. И не существовал никогда. Никакой ценности из себя не представлял. Поэтому все клятвы – бред. Вы живете своей жизнью, и она для вас – все. И прожить ее можно очень качественно: любить, делать что-нибудь интересное, музыку слушать, литературу читать, детей плодить, копать огороды. А у нас тут нет жизни, у нас тут нейтроны-протоны. Мельчайшие частицы. Ну и зачем вам это надо? Зачем вам это надо? Вы тупой. Вам когда-нибудь об этом говорили? Тупая скотина. Мне даже вас ничуть не жаль. Ведь это вы сделали мир подлым. А я уже умер. Умер: у меня души нет. Я давно уже умер. Я бы все отдал за вашу тупую жизнь. Все свои гениальные мозги. Прошлое, память – ничего не надо. Взял денег – и пошел, нажрался, в августе на юг съездил. Ведь тебе же это хорошо? А что ты ждешь от этой машины? Исполнения желаний? Да ты ничто. Пылинка Вселенной. Что какое желание пылинки? Какая-нибудь тупость. Ну, вот скажи мне по-честному, ну что там? Ты вообще хоть представляешь себе, что там происходит? Это же ад! Натуральный. Ты же такую дозу излучения уже принял, что если я включу эту штуку еще раз, от тебя же вообще ничего не останется. Ну, запущу я тебе этот принцип удовольствия – и что? Согласен? На все согласен? Ну, если согласен – иди. 
       

        Имеющий уши да услышит. А не имеющий пусть посмотрит финальные титры  с великолепным сурдопереводом Алексея Знаменского великолепной песни Виктора Цоя:


Перемен! - требуют наши сердца.
Перемен! - требуют наши глаза.
В нашем смехе, и в наших слезах,
И в пульсации вен:
Перемен!
Мы ждем перемен!















       
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →