?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
Пыль, Сергей Лобан
декабристка
loro4ra wrote in drugoe_kino

Пыль, режиссер Сергей Лобан, Россия, 2005
В главных ролях: Алексей Подольский, Петр Мамонов

Продолжительность: 1:47



Рожденный ползать летать не может (с)

********

        Если после просмотра фильма хочется задать себе вопрос, а что это было, затем ознакомиться с чужими рецензиями, а потом на всякий случай посмотреть его еще раз, значит, фильм удался.
        Режиссер Сергей Лобан минимальными средствами (бюджет фильма составил всего $3000) смог показать жизнь во всей ее бессмысленной пустоте, безликости и бесцельности. Нигилистическое ничто, как призрак, витает и властвует над героями картины… Герой, двадцатичетырехлетний недоросль, выглядящий на все сорок, а по уровню развития близкий к подростку, вызывает временами то чувство жалости, то удивление, то раздражительное недоуменье. 

        О чем может мечтать человек, ведущий серую и однообразную жизнь? Может ли он вообще мечтать о чем-то? И если показать ему его мечту, воплощенную в реальность в таинственном и секретном эксперименте, если дать ей исполниться хотя бы на несколько минут, что будет он делать дальше? И будет ли делать хотя бы что-то? 




            Первая половина картины наводит на мысль о том, что если мечта даже самого безвольного и практически не участвующего в жизни человека станет зримой и осязаемой, в этом мире может что-то измениться. Герой слегка расправляет плечи и прикладывает некоторые, впрочем, весьма скромные, усилия для того, чтобы стать таким, каким ему удалось увидеть себя в условиях секретного опыта. 


        Однако его запала хватает ненадолго. Оказывается, даже самая простая мечта требует сил для ее воплощения. Но силы-то как раз прикладывать и не хочется. Гораздо проще снова оказаться в иллюзиях, вернувшись в условия эксперимента. Пусть это не будет реальностью, пусть окажется всего лишь обманом, но как хочется верить в то, что для исполнения желаний достаточно волшебной палочки или пещеры Аладдина…

        Роль спасительного средства в сознании героя отведена секретному помещению для медицинского эксперимента, в котором ему удалось принять участие. И теперь он хочет повторять этот опыт снова и снова. Поразительно наблюдать за тем, как взрослый и более-менее разумный человек вместо того, чтобы предпринять какие-то практические, причем достаточно простые, действия для исполнения своего желания, пускается во все тяжкие для получения иллюзии. Самостоятельные решения, своеволие, возражения и поступки, о которых и речи не могло быть до его участия в эксперименте, – почему-то именно в погоне за призраком герой обретает смысл и цель жизни. Настойчивость и целеустремленность, которые главный действующий персонаж при этом проявляет, по его меркам, переходят все допустимые границы.  

        Оказывается, для получения желаемого он вполне способен нахамить близким, вытолкать за дверь бесцеремонных посетителей, переодеться в женскую одежду, добиться встречи с нужным журналистом и даже приставить к горлу милой девушки-психолога острые ножницы для получения от нее необходимой информации. Его бы энергию да в других целях… Но каждый сам выбирает свой путь. 
        Вот это-то упорное стремление заполучить то, чего жаждешь, обходным путем, без вложения сил прямо и непосредственно в то, чего желаешь добиться, вызывает и недоумение, и растерянность. Словно герой желает обмануть не только себя, но буквально весь мир. Словно он попросту не понимает, не видит, не слышит сигналов окружающей действительности. Интересны в этом плане образы глухонемых, которые появляются где-то в середине картины. Неожиданно выключается звук, и зритель видит лишь активную жестикуляцию группы молодых людей, о содержании диалога которых он получает информацию из подкадровых субтитров.  
        – Учитель физкультуры умер. Кричал, кричал, а мы же глухие. У него в голове что-то щелкнуло – и все. Вчера были похороны.
        Такое же впечатление производит и главный герой. Хоть оборись – он просто не сумеет понять и услышать, что для того, чтобы прийти к цели, необходимо идти именно к ней, а не в виртуальную машину исполнения желаний. И в результате вместо своей мечты он получает только пшик. Ну а зритель – великолепный десятиминутный монолог врача-экспериментатора, в котором тому удается выразить все смыслы, которые режиссер вложил в эту картину. 

       

        – Я даже знаю, что вы хотите у меня спросить. Ну, спрашивайте. Все спрашивают. Эксперимент, все – эксперимент. Ерунда. Чушь. Вы знаете, кто вы такой? И вообще, кто вы все такие? Да вы хоть раз задумывались об этом всерьез? Так вот, вы – ничто. Пыль. Атомы. А вы приходите сюда, чего-то требуете. А мне что делать? Я врач, я клятву дал – не навреди. А не навредить невозможно, что бы я с вами ни стал бы делать: раковую опухоль вырезать или от насморка лечить. Я вообще убил бы вас на месте. Никакой разницы. Ни пользы, ни вреда. Вы знаете, что вы сами – вред? Вы яд. Расплодились, как мухи. Гадите друг на друга и даже не замечаете. Проку от вас нет. Впрочем, и от меня проку нет. Проку вообще нет. Вся наука – разрушение. Чем больше мы в человека погружаемся, тем меньше он существует. И не существовал никогда. Никакой ценности из себя не представлял. Поэтому все клятвы – бред. Вы живете своей жизнью, и она для вас – все. И прожить ее можно очень качественно: любить, делать что-нибудь интересное, музыку слушать, литературу читать, детей плодить, копать огороды. А у нас тут нет жизни, у нас тут нейтроны-протоны. Мельчайшие частицы. Ну и зачем вам это надо? Зачем вам это надо? Вы тупой. Вам когда-нибудь об этом говорили? Тупая скотина. Мне даже вас ничуть не жаль. Ведь это вы сделали мир подлым. А я уже умер. Умер: у меня души нет. Я давно уже умер. Я бы все отдал за вашу тупую жизнь. Все свои гениальные мозги. Прошлое, память – ничего не надо. Взял денег – и пошел, нажрался, в августе на юг съездил. Ведь тебе же это хорошо? А что ты ждешь от этой машины? Исполнения желаний? Да ты ничто. Пылинка Вселенной. Что какое желание пылинки? Какая-нибудь тупость. Ну, вот скажи мне по-честному, ну что там? Ты вообще хоть представляешь себе, что там происходит? Это же ад! Натуральный. Ты же такую дозу излучения уже принял, что если я включу эту штуку еще раз, от тебя же вообще ничего не останется. Ну, запущу я тебе этот принцип удовольствия – и что? Согласен? На все согласен? Ну, если согласен – иди. 
       

        Имеющий уши да услышит. А не имеющий пусть посмотрит финальные титры  с великолепным сурдопереводом Алексея Знаменского великолепной песни Виктора Цоя:


Перемен! - требуют наши сердца.
Перемен! - требуют наши глаза.
В нашем смехе, и в наших слезах,
И в пульсации вен:
Перемен!
Мы ждем перемен!















       

promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
Фильм посмотрел из-за Мамонова. Оказалось, что не зря. Фильм до сих пор из коллекции не выкинул.

Петр Мамонов

У меня в рецензии приведен десятиминутный монолог врача, полностью. Так вот, чтобы его прочитать с выражением, достаточно 40 секунд. Попробуйте.
А Мамонов ведет этот монолог 10 минут!!! И при всем при том он не кажется растянутым, надуманным, искусственным. Я вообще не поняла, как он это делает. Это гениально.

Re: Петр Мамонов

Да, как актёр, Мамонов весьма хорош. Заметил это в "Такси-блюз", хотя, по-моему, он там играл сам себя.

Re: Петр Мамонов

он еще в звуках му себя так показал. целые моноспектакли

Re: Петр Мамонов

Не помню, кто сказал про творчество ЗМ - "русские народные алкогольные галлюцинации".

мерзотное кино на мой взгляд. Единственный шедевр - титры в конце.

фильм шикарен, смотрел трижды

Скучный удручающий фильм про банальные прописные истины.

Фильм прекрасен, цепляет с первой же сцены. "Шапито-щоу" того же режиссера тоже очень понравился.

Edited at 2012-09-08 07:57 am (UTC)

А вот я к "Шапито-Шоу" осталась равнодушной, кроме разве что первой новеллы.

(Deleted comment)
ну уж коли такой великолепный сурдоперевод, то неплохо бы назвать и великолепного "немого" актёра. Алексей Знаменский это. Он потом и в "Шапито-щоу" снялся.

Согласна. Но увы, я уже не могу отредактировать текст. Если буду размещать его еще где-нибудь, обязательно отмечу этого актера.

как так не можете? есть кнопка с карандашиком, позволяющая это делать

я, не к тому, что вдруг срочно надо исправить, но просто такая возможность есть.

Я эту кнопку уже раза четыре терзала в этом посте )) Во всех остальных работает, а в этом ЖЖ пишет, что у меня нет прав. Видимо, глюк какой-то местный...


Уррра! Заработало. Отредактировала.

Edited at 2012-09-09 06:35 pm (UTC)

Получилось )) Добавила про Знаменского.

Очень тяжелый фильм. И не в смысле драматичности, а в смысле затянутости и общей серости всего. Хотя сама мысль интересна.

В плане исполнения ну полное же убожество! SHIFT Delete, короче. Шапито-шоу уже качественно иной уровень.

Фильм мне не понравился. Хорошая идея, но не более того. Вот на "Шапито-шоу" они уже развернулись в полной мере, создав шедевр.

фильм не смотрел. Но вот эта фраза: "показать жизнь во всей ее бессмысленной пустоте, безликости и бесцельности." разом отбивает желание смотреть. Видите ли. я не считаю жизнь пустой, бессмысленной, безликой и бесцельной. Мне искренне жаль тех, кто так считает, но их переживания и причины таких взглядов мне совершенно не интересны

Об инструменте изменения мира

Я понимаю Вас. Рецензия была написана мной под влиянием нигилистических настроений немецкой философии, а там такой беспредел, что впору лезть в петлю.
Атмосфера этого фильма примерно такая и есть.
Но и это тоже может оказаться нужным тому, кто желает снять с себя розовые очки иллюзий. Если у Вас их нет - это счастье. Если есть или Вы подозреваете, что есть - фильм может оказаться полезным.
Кстати, мне интересны переживания и причины таких взглядов, потому что это дает инструмент для изменения жизни этих людей.
С уважением, Лариса

Я этот фильма раза четыре смотрел, и ещё готов.
Очень понравилось.
Я его назвал "Анти-АССОЙ" для себя, АССА была открывающей эпоху перемен, Пыль - её закрывающей

Снимали действительно дешево. Там в одном из кадров заметен микрофон на штанге

спасибо за пост. фильм отличный,хотя бы из-за игры актёров.бабка не прекрасна разве?(ассоциации с мамой из"реквиема по мечте" лично у меня).Мамонов-это Мамонов,чо о нем говорить, гений безусловный.Это именно то,что называют"другое кино".

Мамонов меня потряс. Я раньше как-то не смотрела кино с его участием, не доводилось. А тут он меня сразу впечатлил.

После просмотра депрессивное послевкусие, "шедевр" конечно.

отличный фильм! когда-то случайно попался он мне.. первые 10 минут смотрел с ухмылкой и чувством "вот вот сейчас выключу эту чушь", но не заметил, как досмотрел до конца...
супер фильм!

  • 1