Пыль, режиссер Сергей Лобан, Россия, 2005
В главных ролях: Алексей Подольский, Петр Мамонов
Продолжительность: 1:47
Рожденный ползать летать не может (с)
********
Если после просмотра фильма хочется задать себе вопрос, а что это было, затем ознакомиться с чужими рецензиями, а потом на всякий случай посмотреть его еще раз, значит, фильм удался.
Режиссер Сергей Лобан минимальными средствами (бюджет фильма составил всего $3000) смог показать жизнь во всей ее бессмысленной пустоте, безликости и бесцельности. Нигилистическое ничто, как призрак, витает и властвует над героями картины… Герой, двадцатичетырехлетний недоросль, выглядящий на все сорок, а по уровню развития близкий к подростку, вызывает временами то чувство жалости, то удивление, то раздражительное недоуменье.
О чем может мечтать человек, ведущий серую и однообразную жизнь? Может ли он вообще мечтать о чем-то? И если показать ему его мечту, воплощенную в реальность в таинственном и секретном эксперименте, если дать ей исполниться хотя бы на несколько минут, что будет он делать дальше? И будет ли делать хотя бы что-то?
Первая половина картины наводит на мысль о том, что если мечта даже самого безвольного и практически не участвующего в жизни человека станет зримой и осязаемой, в этом мире может что-то измениться. Герой слегка расправляет плечи и прикладывает некоторые, впрочем, весьма скромные, усилия для того, чтобы стать таким, каким ему удалось увидеть себя в условиях секретного опыта.
Однако его запала хватает ненадолго. Оказывается, даже самая простая мечта требует сил для ее воплощения. Но силы-то как раз прикладывать и не хочется. Гораздо проще снова оказаться в иллюзиях, вернувшись в условия эксперимента. Пусть это не будет реальностью, пусть окажется всего лишь обманом, но как хочется верить в то, что для исполнения желаний достаточно волшебной палочки или пещеры Аладдина…
Роль спасительного средства в сознании героя отведена секретному помещению для медицинского эксперимента, в котором ему удалось принять участие. И теперь он хочет повторять этот опыт снова и снова. Поразительно наблюдать за тем, как взрослый и более-менее разумный человек вместо того, чтобы предпринять какие-то практические, причем достаточно простые, действия для исполнения своего желания, пускается во все тяжкие для получения иллюзии. Самостоятельные решения, своеволие, возражения и поступки, о которых и речи не могло быть до его участия в эксперименте, – почему-то именно в погоне за призраком герой обретает смысл и цель жизни. Настойчивость и целеустремленность, которые главный действующий персонаж при этом проявляет, по его меркам, переходят все допустимые границы.
Оказывается, для получения желаемого он вполне способен нахамить близким, вытолкать за дверь бесцеремонных посетителей, переодеться в женскую одежду, добиться встречи с нужным журналистом и даже приставить к горлу милой девушки-психолога острые ножницы для получения от нее необходимой информации. Его бы энергию да в других целях… Но каждый сам выбирает свой путь.
Вот это-то упорное стремление заполучить то, чего жаждешь, обходным путем, без вложения сил прямо и непосредственно в то, чего желаешь добиться, вызывает и недоумение, и растерянность. Словно герой желает обмануть не только себя, но буквально весь мир. Словно он попросту не понимает, не видит, не слышит сигналов окружающей действительности. Интересны в этом плане образы глухонемых, которые появляются где-то в середине картины. Неожиданно выключается звук, и зритель видит лишь активную жестикуляцию группы молодых людей, о содержании диалога которых он получает информацию из подкадровых субтитров.
– Учитель физкультуры умер. Кричал, кричал, а мы же глухие. У него в голове что-то щелкнуло – и все. Вчера были похороны.
Такое же впечатление производит и главный герой. Хоть оборись – он просто не сумеет понять и услышать, что для того, чтобы прийти к цели, необходимо идти именно к ней, а не в виртуальную машину исполнения желаний. И в результате вместо своей мечты он получает только пшик. Ну а зритель – великолепный десятиминутный монолог врача-экспериментатора, в котором тому удается выразить все смыслы, которые режиссер вложил в эту картину.
– Я даже знаю, что вы хотите у меня спросить. Ну, спрашивайте. Все спрашивают. Эксперимент, все – эксперимент. Ерунда. Чушь. Вы знаете, кто вы такой? И вообще, кто вы все такие? Да вы хоть раз задумывались об этом всерьез? Так вот, вы – ничто. Пыль. Атомы. А вы приходите сюда, чего-то требуете. А мне что делать? Я врач, я клятву дал – не навреди. А не навредить невозможно, что бы я с вами ни стал бы делать: раковую опухоль вырезать или от насморка лечить. Я вообще убил бы вас на месте. Никакой разницы. Ни пользы, ни вреда. Вы знаете, что вы сами – вред? Вы яд. Расплодились, как мухи. Гадите друг на друга и даже не замечаете. Проку от вас нет. Впрочем, и от меня проку нет. Проку вообще нет. Вся наука – разрушение. Чем больше мы в человека погружаемся, тем меньше он существует. И не существовал никогда. Никакой ценности из себя не представлял. Поэтому все клятвы – бред. Вы живете своей жизнью, и она для вас – все. И прожить ее можно очень качественно: любить, делать что-нибудь интересное, музыку слушать, литературу читать, детей плодить, копать огороды. А у нас тут нет жизни, у нас тут нейтроны-протоны. Мельчайшие частицы. Ну и зачем вам это надо? Зачем вам это надо? Вы тупой. Вам когда-нибудь об этом говорили? Тупая скотина. Мне даже вас ничуть не жаль. Ведь это вы сделали мир подлым. А я уже умер. Умер: у меня души нет. Я давно уже умер. Я бы все отдал за вашу тупую жизнь. Все свои гениальные мозги. Прошлое, память – ничего не надо. Взял денег – и пошел, нажрался, в августе на юг съездил. Ведь тебе же это хорошо? А что ты ждешь от этой машины? Исполнения желаний? Да ты ничто. Пылинка Вселенной. Что какое желание пылинки? Какая-нибудь тупость. Ну, вот скажи мне по-честному, ну что там? Ты вообще хоть представляешь себе, что там происходит? Это же ад! Натуральный. Ты же такую дозу излучения уже принял, что если я включу эту штуку еще раз, от тебя же вообще ничего не останется. Ну, запущу я тебе этот принцип удовольствия – и что? Согласен? На все согласен? Ну, если согласен – иди.
Имеющий уши да услышит. А не имеющий пусть посмотрит финальные титры с великолепным сурдопереводом Алексея Знаменского великолепной песни Виктора Цоя:
Перемен! - требуют наши сердца.
Перемен! - требуют наши глаза.
В нашем смехе, и в наших слезах,
И в пульсации вен:
Перемен!
Мы ждем перемен!
Community Info