Eduard Markovich (luckyed) wrote in drugoe_kino,
Eduard Markovich
luckyed
drugoe_kino

Categories:

"День Рождения" Иржи Килиана (Birth-day)

  Сегодня утром проснулся с послевкусием вчерашнего праздника. Ощущение было легчайшим, без зазубрин похмелья, без фальшивой ухмылки чревоугодия. На губах - вкус улыбки и чего-то очень-очень хорошего, настоящего. И вспомнил, в который раз (пятый, десятый, невесть какой?) мы пересмотрели хореографическое чудо Иржи Килиана "Birthday".  
    
                         
                                               фотография © Joris Jan Bos



Ещё недавно в области современного балета я был абсолютно дремуч. В отличие от сестричек, Терпсихора меня не посещала. Отдельные (очень неплохие, кстати) представления ничего не меняли. До одного волшебного момента... Несколько лет назад нам посчастливилось побывать на спектакле Михаила Барышникова и Аны Лагуны в центре сценических искусств в Герцлии. 

                   
      РИА Новости, Александр Соловский                     Photography: © Stephanie Berger

Несмотря на подозрительность некоторых моих знакомых, боявшихся разочароваться в немолодом уже мастере, мы пошли и не разочаровались. Барышников был прекрасен, но его партнёрша, ранее мне неизвестная (дремучий, не забыли?) перевернула всё. Женщина, давно перешагнувшая все допустимые для балерины возрастные границы, была невероятна. Она не просто танцевала! Её тело помнило каждое движение прошлых лет и умело об этом рассказать. И как! Мы сидели, не смея вздохнуть. Тогда впервые в программке мне встретилось имя Матса Эка.


                             
                                 operan.se
 И началось. Я вдохнул, глубоко нырнул в пучины интернета и вынырнул не с пустыми руками. Мы начали смотреть обалденные балеты Эка. Оказалось, что у человеческого тела (и духа, кстати, что неразделимо) есть степени свободы, что нам и не снились. И везде блистала его главная муза и жена Ана Лагуна.
  Но это всё - темы для отдельных историй. А я возвращаюсь к началу. Рядом с Эком, на равных с ним мелькнуло имя Иржи Килиана. Их даже не хочется назвать скучным словосочетанием "творцы" современного балета. Они - хулиганы и бунтари, проложившие свою "дорогу к храму" в стороне от мэйнстрима. Вот, что сказал об Иржи Рудольф Нуреев:  "Есть Иржи Килиан, у которого, я сказал бы, самые "золотые" уши. Он превращает метафоры в движения. Килиан слышит музыку и видит движения." 
  И вновь нырнул я в спасительный интернет и вынырнул с бриллиантовой россыпью Килиановых балетов.С тех пор Терпсихора заглядывает и к нам на голубой огонёк с парящими своими подарочками. И среди них - особый, о котором сегодня и идёт речь.
  Театр изначально был зрелищем. Тем самым, коего, наряду с хлебом, требовала толпа. Сегодня в нём существует множество других, не менее важных, составляющих, но зрелищности не отменял никто. И, тем не менее, очень редко встречается в наши дни настоящее театральное чудо, когда философия, идеи, истины, даже сам сюжет где-то затаились (спрятались в приличествующих им глубинах, а не стыдливо покинули непотребное действо), а на первый план мощно и ярко выступает "Его Величество Театр", дразня, жульничая, резвясь и очаровывая. Используя слова Воннегутовского Килгора Траута, "Попукивая и отбивая чечётку."  Всё это в избытке присутствует в "Дне Рождения".
  Иржи Килиан за годы своей работы с (НДТ) Нидерландским Театром Танца сотворил множество замечательных вещей на сцене. А в самом театре создал пространство трёх измерений : помимо основной труппы (НДТ1) появилась юная группа (НДТ2) и вне-возрастная компания балетных пенсионеров (НДТ3). Вот с последними нам и предстоит встреча в дивной этой истории.

              
     Netherland Dance Theatre “NDT III”

  Тьма. И из небытия выплывают на авансцену весьма странные персонажи. Смешные парики, жеманные улыбки, нелепый акцентуированный грим. Комедия масок. Они собрались отпраздновать день рождения Сабины (Сабина Купферберг - одна из звёзд НДТ). Персонажи смотрят прямо на нас. Оттуда из своего смешного барочного прошлого. Кокетничают друг с другом, фиглярствуют, переглядываются и перемигиваются, но с нас глаз не сводят. Они пришли рассказать что-то очень важное. Нечто о своих жизнях. А мы здесь, по нашу сторону экрана, веселимся вовсю. Ой какие смешные. А этот, с надутыми щеками, важный такой. Или тощая нелепая парочка во всклокоченных париках. И посредине некто в женском обличье. Животики надорвёшь... Вот только иногда мешает что-то. Как заноза в душе. Ужас. Ужас и страх мелькают на их расфуфыренных физиономиях. Что же им видно такое, что скрыто от нас?
  Но тут вступает музыка. Его величество Моцарт. Фортепианный концерт #9. И танец. Танец вееров. Персонажи сидят за столом и танцуют одновременно. В этой безумной хореографии задействовано всё. Глаза, пальцы, взгляды, щёки. За масками начинают проступать лица. Характеры. Мы разные, говорят нам они. Только хохот в ответ.
          
       
                  фотография © Joris Jan Bos

А праздник, а день рождения несётся вперёд. как полагается на бурных именинах. Застолье. Явный и тайный флирт. Бесконечные сплетни. Все всё друг о друге знают.
  И вот уже именинница ненадолго уединилась и предалась рефлексии и воспоминаниям. Ну-ка зеркальце скажи... Но что может ответить зеркало. В лучшем случае - соврёт, в худшем - скажет правду. Всё заносят порхающие пёрышки прошлого. Незабываемая по красоте и нежности сцена.    
                                          
  Пришёл черёд встрёпанной парочке уединиться в спальне. Описать дальнейшее не в моих силах. Самая смешная "эротическая сцена", что довелось когда-либо видеть.

                                                                      
                                                                        фотография © Joris Jan Bos

  А вот и гротескный фанфарон отправляется спасать даму сердца. Не до смеха ему. В зеркалах отражается страшная рука смерти и тщетны потуги сразить чудовище. Но рыцарь на то и Рыцарь, чтобы сражаться до конца, нелепо спотыкаясь, скрипя старыми костями и ржавыми доспехами, с трудом вздымая свою шпагу. Мы продолжаем хохотать.

 
     фотография © Joris Jan Bos

Разбивается зеркало. Понятно, что это предвещает. Спасённая именинница играет осколком. И вдруг, незаметное мгновенное превращение. Дух величайшего комика посещает нас и уже не покидает.
  А Килиан и Моцарт мчатся дальше. Что за день рождения без именинного каравая. Но его нужно испечь. И рты наши раззеваются от безумного хохота, а удивленные глаза раскрываются ещё шире.
  Все опять вместе. Торт со свечами подан. В последний раз, уже без особой надежды, глядят нелепые хозяева в наши слезящиеся от смеха глаза. Задувают свечи. И исчезают. Возвращаются туда, откуда пришли. В небытие. А мы остаёмся здесь. В состоянии восторга и изумления. И счастья от общения с настоящим шедевром. Трагифарс жизни окончен. Finita la commedia.
  Иржи Килиан писал о "Birthday" : "Между днем рождения и днем смерти у нас есть уйма времени, наполненного творчеством, любовью и неразберихой. Изрядную часть этого времени мы проводим забавляясь и дурачась". Не стоит забывать и о первой части этого высказывания.
  Наиприятнейшего просмотра, дамы и господа!

http://static.video.yandex.ru/lite/circusmania/sw6ayujxmz.2300




Subscribe
promo drugoe_kino июль 15, 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments