alexander pavlenko (alexander_pavl) wrote in drugoe_kino,
alexander pavlenko
alexander_pavl
drugoe_kino

Category:

Культ 1

Для советского сознания существуют только абсолютные величины (Пушкин, Чайковский и Репин), не допускающие множественного числа, однако из всякого правила бывают приятные исключения. Так, Самый Великий В Мире Кинорежиссёр для советского человека неизменно двоился. Это был, во-первых Маэстро Фредерико Феллини (большой друг нашей страны, о чём он, вполне вероятно, не подозревал), и, ещё раз во-первых, – Андрей Тарковский. О феерической фигуре Маэстро Феллини поговорим как-нибудь в другой раз, а сейчас обратимся, как говаривал старина Патлен, к нашим баранам.
Андрей Тарковский был несомненно иконой для советской интеллигенции, что, разумеется, не означало, что советская интеллигенция сколько-нибудь понимала его фильмы. Это и не требовалось – понимать. В конце концов, сам Тарковский неоднократно указывал, что в его фильмах понимать, собственно, нечего, и обожал публичные упражнения в ненависти к интеллектуалам (тем, кто имеет наглость «понимать») и интеллектуализму. Советская интеллигенция на фильмах Андрея Тарковского... медитировала.

AT_1 tark2 AT_2


Репутации гения Андрей Тарковский достиг очень быстро. Неоэкспрессионистское «Иваново детство», мощно замешанное на эстетике польского кино 50-х годов, стало мировой сенсацией. Впоследствии Андрей Арсеньевич отзывался о своём кинодебюте довольно кисло («...это всё тот же соцреалистический кич, в духе «Сына полка», только всё сделано в точности наоброт...»), однако тут проявляется, скорее, попытка за счёт демонстративного принижения киношедевра приподнять свои остальные фильмы, я ставлю «Иваново детство» очень, очень высоко, выше, чем его оценил сам автор фильма. В детстве я, конечно, сей фильм терпеть не мог, предпочитая разухабистое «Это было в разведке». К тому же меня и моих сверстников пичкали «Ивановым детством» насильно, загоняя на сеанс от школы и показывая в пионерлагере чуть ли не каждую смену...

ID 225016 ID_1

Зато второй фильм Тарковского стал легендой. «Андрея Рублёва» никто не видел, но многие слышали и пересказывали увиденное шопотом. Фильм, говорят, произвёл впечатление на мировую кинокритику – он даже попал в список легендарной «Золотой сотни» мирового кино, из всего послевоенного советского кинематографа такой чести удостоились лишь «Андрей Рублёв» и «Тени забытых предков» - зато вызвал раздражение у советских киноначальников. Чем именно? Теперь уже не узнать. Но, как известно, всё, что осуждалось с официозных трибун, моментально порождало почти ажиотаж. Ругают? Значит, действительно интересно. Фильм не был запрещён, более того, его рекламые фото десятилетиями висели на стендах «Достижения советского кино» в фойе крупных кинотеатрах. Но посмотреть его было затруднительно, в прокате он практически не шёл. Ходили какие-то слухи о спорадических показах в каких-то московских кинотеатрах, но что в этих слухах было реальностью – сказать затруднительно.

rublev (2)

Те, кто посмотрели «Андрея Рублёва» в 70-е годы, ходили с таинственным видом посвящённых в мистерию. Западническая интеллигенция восхищалась, почвенники негодовали. «Наш современник» Лихоносов по примеру Ивана Шевцова написал пасквильный роман о съёмках «Андрея Рублёва», математик-антисемит Шафаревич разразился злобным эссе, Илья Глазунов при каждом случае плевал в сторону фильма, вообще реакция русфашистов была совершенно неадекватна содержанию киноленты. Ведь по сути «Андрей Рублёв» - славянофильское кино. Единствнно, что его отличает от характерного советско-почвеннического дискурса – отсутствие слащавого умиления над мужчиком в лапотках и чистой посконной рубахе, вышитой народным узором в крестик. Андрей Тарковский и Андрон Михалков-Кончаловский пошли парадоксальным для почвенников путём, изобразив рождение высокого духа из нищеты, вдобавок вместо архаической эпичной бондарчуковской размеренности рассказали свою историю нервным современным (для того времени) языком, заимствованным у Акиры Куросавы. Причём по сравнению со сценарием (сценарий был опубликован в двух номерах массового журнала «Искусство Кино» и имелся в читальных залах библиотек) Тарковский усилил славянофильскую направленность – так, например, в фильме ничто не указывает на то, что мальчик, отливающий колокол в последней главе фильма, сын изнасилованной татарами немой дурочки и, соответственно, не совсем русский по крови. В фильме он просто русский мальчик, стихийный гений, как все русские.
Татары в фильме подчёркнутые идиоты (общаясь с русскими, прекрасно зная русский язык, тем не менее понятия не имеют о Христе и Деве Марии), итальянцы – просто хамы, зато русские изобретают воздушный шар, спонтанно творят фрески и каменную резьбу не по жёстким схемам, а по вольному вдохновению, и при необходимости способны мощным усилием воли открыть тайны металлургии – в данном случае, литья колокола из сложного сплава. Русским людям, говорится в «Андрее Рублёве», ничему учиться не надо. Они сами всё знают и сами кого хошь чему хошь научат. Тем не менее, профессиональные русские фильм неодобрили за невосторженный взгляд на русскую историю и культуру.

rublev rublev_1

Любопытно, что один из главных актёров первых двух фильмов Андрея Тарковского – Николенька Бурляев, вероятно, самый талантливый актёр советского кино за всё время его сущевтвования и один из самых талантливых киноактёров вообще в истории мирового кино – в конце концов пришёл именно к тем самым махровым черносотенцам, мерзким шовинистам и антисемитам, которые травили Тарковского, вместо того, чтобы на руках его носить и «богу показывать в своё оправдание».
Tags: Андрей Тарковский, советское кино
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 56 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →