Я не знаю ни одного человека, которому бы фильм Сергея Параджанова "Тени забытых предков" понравился бы. Как и другие фильмы Параджанова, он снят нестандартно. Лубочная картина, с явным уходом от классических норм реалистического кино. В целом заунывный фильм, с избыточными фольклорными вставками. В оценках киноработ Параджанова многие также вспоминают факты того, что Сергей был нетрадиционной ориентации и всю свою карьеру сделал за счет этого.
Вместе с тем кинокритики часто высоко оценивают творчество Параджанова. Эмир Кустурица во время визита в Армению всех поразил, назвав "Тени забытых предков" лучшей картиной в мире. Фактически, этот фильм действительно сделался первой яркой лентой этнического кино -- того направления, в котором Кустурице удалось снискать мировую славу.
Да, Параджанов не был гетеросексуалом. Так получилось, что ему тяжело далась карьера. Но многие из состоявшихся людей прошли через это. Один из примеров -- Джеки Чан, самый богатый сейчас китайский актер и режиссер, а начинал с того, что был любовником тех режиссеров, которые дали ему первые главные роли и раскрутили его. Теперь Джеки Чан -- мировой эталон мужественности и храбрости. Часто это банальная история -- пройти через грязь и унижения, чтобы состояться в жизни.
Люди проходят через грязь, отряхиваются и идут дальше, а если надо, то идут по трупам. Сергея Параджанова жизнь сильно коверкала. Тяжело вступать в сексуальные связи с кем-то только ради того, чтобы снимать кино не о комиссарах, революционерах и разведчиках, а экспериментировать с кинообразами. Сергея сильно мучили, терзали. И это сделало его сильным и бесстрашным. Он стал любителем эпатажа, открыто выражал диссидентские взгляды. Но точкой кипения для советских властей стало его скандальное интервью датской газете, в которой он недвусмысленно намекал о гомосексуальных наклонностях некоторых членов ЦК КПСС, искавших с ним, с Параджановым, интимной близости.
После таких публичных заявлений, порочащих высших должностных лиц государства, его не могли не посадить. Обвинение было в мужеложстве, что соответствовало действительности, и в распространении порнографии, а, к слову, во времена СССР под статью о распространении порнографии подпадал также просмотр такого фильма, как "Последнее танго в Париже". На зоне его очень терзали, не только из-за статьи, но и из-за того, что руководство колоний это все специально поощряло -- постоянно его перебрасывало по этапу, чтобы зэки всякий раз его "прописывали" по кругу. Ему много досталось...
Благодаря международной компании протеста, которую возглавили Федерико Филлини и Андрей Тарковский Параджанова освободили раньше на один год, а отсидел он более четырех лет. Умер Параджанов также в мучениях, от рака легких, одного из самых болезненных.
Параджанова можно назвать пророком страданий и мучений. Он их чувствовал как никто другой. Он через многое прошел и он сам искал страдания. В этом плане "Тени забытых предков" -- самый параджановский фильм, это фильм о чистом страдании, о неизбежности боли и разочарований.
Тему страдания Сергей раскрывает в религиозном ключе. Фильм в итоге получился одним из самых христианских за всю историю советского кино, он значительно более христианский, даже чем "Андрей Рублев" Тарковского. В этом мире страдание -- неизбежность, нужно уметь его принимать. Это дар, это возможность очищения. Жизнь -- это полный пи
"Тени забытых предков" -- это кино не для всех, это кино для тех, кто способен чувствовать -- видеть неизбежность страдания и боли. Параджанов бесспорно снял шедевр. Сама жизнь Параджанова стала шедевром свернутого комка боли, разочарования и страдания...
Что удивительно, я не знаю ни одного человека, которому бы этот фильм Параджанова НЕ понравился)
Edited at 2023-01-27 06:20 pm (UTC)
С этого фильма ведь и началось украинское поэтическое кино, но, думаю, Вы это прекрасно знаете.
Съёмки фильма проходили в настоящих гуцульских хатах и окрестностях села Криворивня Верховинского района Ивано-Франковской области .... Wiki.. (не к ночи помянута)
http://www.segodnya.ua/news/851530.html
Вот что показал некий Александр Воробьев, механик одного из НИИ. Дескать, с Параджановым знаком давно, не раз бывал у него дома. 6 ноября 1973 года, пишет механик, Воробьев поехал с коллегами в ресторан. Напился пьяным и не помнит, как очутился дома у Параджанова, хотя давал себе слово к нему больше не ходить. "Очнулся от того, что лежу голый на животе, Параджанов на мне. Почувствовал небольшую боль в заднем проходе, напрягся, сбросил Параджанова с себя...".
Нашли и допросили также 21-летнего Феликса Десятника, еще одного знакомого Параджанова. "Сегодня (13 декабря 1973 г. — Авт.) после долгого перерыва опять я пришел к нему". И не устоял перед обещаниям сняться в картине Параджанова (а раньше, мол, тот не раз уговаривал предаться гомосексуальным забавам, но Десятник отказывался). "...И позволил ему совершить с собой акт мужеложства, о чем сожалею".
Тогда же, 13 декабря, написал заявление и научный сотрудник одного из НИИ Михаил Сенин (которому, как оказалось, уготована скорая трагическая судьба, очевидно, из-за этого дела).
"Я познакомился на квартире Параджанова с Владимиром Кондратьевым... Вскоре после знакомства мы встретились у меня дома и между нами имел место акт мужеложства... Мне известно со слов Кондратьева, что акты мужеложства он совершал с Параджановым" (Кондратьев позже и сам это подтвердил. — Авт.). Признался в совершении актов мужеложства с Параджановым и некий Иван Писковой, а также львовянин-студент Валентин Паращук. Когда он стал студентом, выяснилось, что ему негде в Киеве жить. Параджанов предложил свою квартиру, Паращук согласился и они стали там жить вдвоем, с сентября 1973 года. Но, дескать, Валентин отказывал режиссеру в интиме, пока тот не выставил его за дверь. Паращук запросился обратно и Параджанов якобы поставил условие — оказываешь интимные услуги, тогда живешь у меня. Иначе – вон! "И тогда я, вопреки своей совести, вынужден был согласиться".
Источник
Edited at 2012-08-02 02:24 pm (UTC)
ЗЫ фильм-то хорош, но вот заявлять, что и он для пидарасов - какгбе... эээ... уже совсем чересчур.
Мухи отдельно от котлет
P.S. Не знаю людей, которые не любили бы фильмы Параджанова.