desyateryk (d_desyateryk) wrote in drugoe_kino,
desyateryk
d_desyateryk
drugoe_kino

Categories:

«Железное небо» (Тимо Вуоренсола, Германия-Финляндия-Австралия, 2012)

ГРОМКАЯ НЕУДАЧА



Антиутопию «Железное небо» (Германия-Финляндия-Австралия) хочется назвать самой удивительной картиной из вышедших в прокат в этом году. Удивительный не значит лучший; просто самую суть фильма составляет настолько дикая смесь амбиций, политической ангажированности, чугунного пафоса и такого же остроумия, что не обратить на него внимание невозможно.

Если говорить о странных смесях, то вторая работа финского режиссера Тимо Вуоренсолы кажется порождением сразу двух мало пересекающихся кинематографических категорий – А и В. От крупнобюджетного боевика в нем ровно столько же, сколько и от дешевого гиньоля – причем, кажется, это сочетание не на пользу и первому, и второму.

Подпольная база нацистов на обратной стороне Луны, построенная с прицелом на завоевание Земли с помощью флота летающих тарелок – в этом уже есть что-то от опусов Роджера Кормана и студии «Трома». Нарисовано все это нацистское железо с постоянной оглядкой на Голливуд, да так, словно компьютерную графику чуть ли не вчера изобрели. На Луне вообще-то безвоздушное пространство и уменьшенное тяготение, из-за чего люди там передвигаются многометровыми прыжками, пыль и камни плавно парят в воздухе, жидкости моментально превращаются в кусочки льда, но режиссер такими мелочами себя не утруждает. Такое впечатление, что все батальные сцены снимали на скорую руку, в одном павильоне, на остатках нереализованной версии «Звездных войн». Конечно, такое самодельное качество можно было бы обыграть, но здесь, увы, не продуманная мусорно-комическая аляповатость, а просто плохая работа.

Гитлеровцы в космосе – тема для фарса; вообще, напыщенная нацистская эстетика – удобнейший объект для вышучивания. Кроме этого, Вуоренсола хотел поиздеваться над политкорректными нормами большого кино, однако остроумие ему постоянно отказывает, и юмор здесь по-тевтонски тяжеловесен. Похоже, нацистский заповедник был лишь средством, второстепенным мотивом, чтобы со всей огневой мощью авторского сарказма обрушиться на главную цель: Америку. Ближе к концу «Железного неба» ответ на сакраментальный вопрос – о чем фильм? – мелькает почти в каждом кадре: конечно, о том, что у США глаза завидущие и руки загребущие, что янки ничем, кроме войн, не озабочены и что мир погибнет именно из-за них. Несмешные банальности, к коим относится и подобный плоский антиамериканизм – бич «Железного неба»: и президент США похожа на Сару Пэйлин (хорошо хоть, не на Буша-младшего), и астронавта-афроамериканца надо обязательно выбелить, и фюрера непременно играет Удо Кир, которому, похоже, на роду написано играть эпизодические роли нацистов. Другая беда – сценарные провалы: сюжет склеен кое-как, концы с концами не вяжутся.

Вуоренсоле действительно удались эпизоды, где он высмеивает современную политику как таковую, с ее пиар-манипуляциями и взаимным недоверием. Но этого слишком мало. После сеанса остается стойкое ощущение, что, например, более одаренный американский режиссер снял бы подобную историю и жестче, и ярче.

И все-таки это неудача громкая и эффектная. Любопытно сейчас было бы проследить: пригласят ли Вуоренсолу в Голливуд?

Дмитрий Десятерик
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

Recent Posts from This Community