Tushan Slonickoff (tushan) wrote in drugoe_kino,
Tushan Slonickoff
tushan
drugoe_kino

Category:

Железное небо / Iron Sky (2012) Тимо Вуоренсола

Этот фильм можно смотреть, «зарядившись» тоннами информации о том, как создавался этот проект (а это действительно что-то невероятное), а можно на свежую голову – главное, не смотреть его пренебрежительно. Потому что он заслуживает большего.



История. Развесёлая байка о том, как американский астронавт шел-шел по Луне, и встретил нациста — начинена массой любопытных поворотов. Некоторые из них довольно придурковатые (например, перекрашенный негр), другие — весьма изящные (полный зал стран-участниц ООН, которые в нужный момент выкладывают на стол свои карты в виде "спрятанных" аэрокосмических войск, заставляя президента США извергать кирпичи обиды и недоумения).






А главное, история... милая, иначе не скажешь. Этим она во многом обязана симпатичным персонажам. Это очаровательная наивная учительница-идеалистка — образ, удачно переселённый из соцреалистических комедий в комедию постмодернистскую, — очень удачно исполненная Юлией Дитце. Диковатый, двухметровый эсесовец с подвижной мимикой, то и дело воспроизводящей оскал волка — беспринципная сволочь и скрытый пижон с фетишем по тяжелому вооружению (Гёц Отто, профессиональный кинофашист из "Бункера" и "Списка Шиндлера"). Потешный негр Джеймс Вашингтон, островок житейского невтыкоза во все эти межпланетные сложности и нечастое совмещение главной роли и функции comic relief (играл какого-то второстепенного сионита в "Матрице"). Ну и, Господи боже мой, Удо Кир! Флегматичный лунный фюрер с аллергией на имя Гитлера, подсевший на шоколадные конфеты (несомненно, дефицит на Луне), он похож то на кокетливого мастера Йоду, то на классического вальяжного суперзлодея. В финале своей карьеры Кир произносит неожиданную и вескую фразу: "Время – наш грех".



Эстетика. Ну это, конечно, то, что сыграло на "вирусную" популярность фильма (трейлеры посмотрело больше людей, чем "Морской бой" или "Девушка с татуировкой дракона"). Я ничего не знал об этом проекте два года назад, но тоже, конечно, наткнулся на ролик про лунных нацистов – с мотоциклистом на лунном автобане и флотом летающих тарелок. Создатели дико тщательно подошли к дизайну фильма – концепт-арты не уступают хорошему авторскому фантастическому фильму по проработанности и цельности подхода. Для любителей стимпанка/дизельпанка/альтернативной истории (а сейчас в них, кажется, превращаются все) фильм станет именинами сердца независимо от сюжета и сатирической составляющей.





Сатира. Когда смотришь фильм, кажется, что с этим создатели как-то поосторожничали (ну или не заморачивались). Англоязычные критики вообще так и говорят: "где серьезные шутки над нацистами? где переосмысление Холокоста? почему нет провокаций?". Но после титров становится ясно, что авторы обошли целый ряд опасных рифов, и сделали всё правильно. Например, мне было бы дико неприятно, если бы они начали устраивать фарс с евреями или хохмы с концлагерными печами. И "неприятно" – это слабо сказано. В то же время "Железное небо" никак не связано с комедиями-spoof типа "Горячих голов", где в жертву гэгам приносится причина, следствие, законы физики и характеры персонажей.

А то, что есть в фильме, можно вполне смотреть сразу после "Обыкновенного фашизма". Фашисты и должны быть смешными, смехотворными. И отсылка к "Великому диктатору" — фильму, где Чаплин сначала потешается над глупостью и злобой, а в конце искренне призывает к миру и добру — она не случайна. В каком-то смысле "Железное небо" становится отражением "Диктатора". Фашисты (а также и земные агрессоры) показаны как абсурдные маньяки, которым по-хорошему место в дурдоме. В финале же, как и Чаплин, режиссёр берёт чуть более серьёзную ноту и мягко призывает подумать над тем, что "Доктор Стрейнджлав" снят 45 лет назад, а воз и ныне там.





Не распространяясь особо, можно сказать, что шутки про США удались. Это не Чапек и не Колберт, но даже мне, в общем-то американоману, они показались правильно выдержанными – это вам не арабские мультики про Микки Мауса-убийцу.

"– Но вы же тоже подписывали! – Мы не соблюдаем договоров, мы же Америка!" "- Смотрите кино, в кино не врут!".
И в то же время, узнав о надвигающейся войне, президентша с восторгом говорит: "Ой. Я же теперь прям как Франклин Д. Рузвельт... только я не ущербная." Фильм отдаёт должное Рузвельту – величественной фигуре интеллектуала и необыкновенно волевого человека, и подшучивает над конкретным президентом, а не над страной.



В фильме у кампании Президентши лозунг "Чёрного на Луну? Она сможет!". На картинке - футболка в поддержку Мишель Бахман – демагога не хуже Сары Пэйлин.


Пыщ-пыщ. Он есть. Для любителей фантастики и прочих гиков здесь наступает праздник, остальные пытаются разглядеть, где же тут малобюджетность (смотрел я на большом экране, и так её и не заметил). Пушки Гаусса рвут космодирижабли (на самом деле авианосцы, набитые тарелками) как бумагу, дирижабли отвечают бортовыми залпами гигантских пороховых орудий. Клёпаные атомные НЛО-штурмовики вступают в воздушные схватки с американскими F-22 и A-10.





Чувствуется внимание к деталям. Каждый поворотик плавно, тяжеловесно качающихся летающих тарелок сопровождается филигранной работой маневровых двигателей. Земные космические корабли несут следы тщательной маскировки под мирную технику - исследовательская станция МИР (с ионной пушкой внутри), австралийский орбитальный телескоп (раскрывающийся как банан, обнажая оружие), и конечно гигантский "Джордж Буш-младший", шаттл-переросток с бульдожьими чертами "лица" – сбросив привычные белоснежные панели, он ощетинивается ядерными ракетами и магнитными пушками. Особенно интересен огромный, многокилометровый "Сумерки Богов". У этого шедевра стимпанк-дизайна абсолютно изуверское устройство: вверху у него какой-то нечеловеческих размеров мотор Ванкеля, а стреляет он чем-то таким, что от планет отваливаются куски.



Итог. Это дико заезженная фраза, но фильм имеет все шансы стать культовым в самом точном смысле этого слова – когда фильм регулярно пересматривают, выучивают наизусть, радуются как дети давно знакомым шуткам и моментам. И он таким станет, потому что явно сделан с любовью. И все шесть лет, пока его делали, создатели явно старались изо всех сил (сколько у них было) сделать его действительно хорошим. А возможно, войдёт и в киноучебники — не благодаря своей художественной ценности, а как первый пример "независимого Голливуда", сделанного при поддержке свободного интернет-сообщества.

Картинки взял из поста про спецэффекты в фильме в офиц. ЖЖ российских прокатчиков.

UPD: я никто, звать меня никак, и вес моего мнения - ноль целых ?№* десятых.
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 68 comments