История. Развесёлая байка о том, как американский астронавт шел-шел по Луне, и встретил нациста — начинена массой любопытных поворотов. Некоторые из них довольно придурковатые (например, перекрашенный негр), другие — весьма изящные (полный зал стран-участниц ООН, которые в нужный момент выкладывают на стол свои карты в виде "спрятанных" аэрокосмических войск, заставляя президента США извергать кирпичи обиды и недоумения).
А главное, история... милая, иначе не скажешь. Этим она во многом обязана симпатичным персонажам. Это очаровательная наивная учительница-идеалистка — образ, удачно переселённый из соцреалистических комедий в комедию постмодернистскую, — очень удачно исполненная Юлией Дитце. Диковатый, двухметровый эсесовец с подвижной мимикой, то и дело воспроизводящей оскал волка — беспринципная сволочь и скрытый пижон с фетишем по тяжелому вооружению (Гёц Отто, профессиональный кинофашист из "Бункера" и "Списка Шиндлера"). Потешный негр Джеймс Вашингтон, островок житейского невтыкоза во все эти межпланетные сложности и нечастое совмещение главной роли и функции comic relief (играл какого-то второстепенного сионита в "Матрице"). Ну и, Господи боже мой, Удо Кир! Флегматичный лунный фюрер с аллергией на имя Гитлера, подсевший на шоколадные конфеты (несомненно, дефицит на Луне), он похож то на кокетливого мастера Йоду, то на классического вальяжного суперзлодея. В финале своей карьеры Кир произносит неожиданную и вескую фразу: "Время – наш грех".
Эстетика. Ну это, конечно, то, что сыграло на "вирусную" популярность фильма (трейлеры посмотрело больше людей, чем "Морской бой" или "Девушка с татуировкой дракона"). Я ничего не знал об этом проекте два года назад, но тоже, конечно, наткнулся на ролик про лунных нацистов – с мотоциклистом на лунном автобане и флотом летающих тарелок. Создатели дико тщательно подошли к дизайну фильма – концепт-арты не уступают хорошему авторскому фантастическому фильму по проработанности и цельности подхода. Для любителей стимпанка/дизельпанка/альтернативной истории (а сейчас в них, кажется, превращаются все) фильм станет именинами сердца независимо от сюжета и сатирической составляющей.
Сатира. Когда смотришь фильм, кажется, что с этим создатели как-то поосторожничали (ну или не заморачивались). Англоязычные критики вообще так и говорят: "где серьезные шутки над нацистами? где переосмысление Холокоста? почему нет провокаций?". Но после титров становится ясно, что авторы обошли целый ряд опасных рифов, и сделали всё правильно. Например, мне было бы дико неприятно, если бы они начали устраивать фарс с евреями или хохмы с концлагерными печами. И "неприятно" – это слабо сказано. В то же время "Железное небо" никак не связано с комедиями-spoof типа "Горячих голов", где в жертву гэгам приносится причина, следствие, законы физики и характеры персонажей.
А то, что есть в фильме, можно вполне смотреть сразу после "Обыкновенного фашизма". Фашисты и должны быть смешными, смехотворными. И отсылка к "Великому диктатору" — фильму, где Чаплин сначала потешается над глупостью и злобой, а в конце искренне призывает к миру и добру — она не случайна. В каком-то смысле "Железное небо" становится отражением "Диктатора". Фашисты (а также и земные агрессоры) показаны как абсурдные маньяки, которым по-хорошему место в дурдоме. В финале же, как и Чаплин, режиссёр берёт чуть более серьёзную ноту и мягко призывает подумать над тем, что "Доктор Стрейнджлав" снят 45 лет назад, а воз и ныне там.
Не распространяясь особо, можно сказать, что шутки про США удались. Это не Чапек и не Колберт, но даже мне, в общем-то американоману, они показались правильно выдержанными – это вам не арабские мультики про Микки Мауса-убийцу.
"– Но вы же тоже подписывали! – Мы не соблюдаем договоров, мы же Америка!" "- Смотрите кино, в кино не врут!".
И в то же время, узнав о надвигающейся войне, президентша с восторгом говорит: "Ой. Я же теперь прям как Франклин Д. Рузвельт... только я не ущербная." Фильм отдаёт должное Рузвельту – величественной фигуре интеллектуала и необыкновенно волевого человека, и подшучивает над конкретным президентом, а не над страной.
В фильме у кампании Президентши лозунг "Чёрного на Луну? Она сможет!". На картинке - футболка в поддержку Мишель Бахман – демагога не хуже Сары Пэйлин.
Пыщ-пыщ. Он есть. Для любителей фантастики и прочих гиков здесь наступает праздник, остальные пытаются разглядеть, где же тут малобюджетность (смотрел я на большом экране, и так её и не заметил). Пушки Гаусса рвут космодирижабли (на самом деле авианосцы, набитые тарелками) как бумагу, дирижабли отвечают бортовыми залпами гигантских пороховых орудий. Клёпаные атомные НЛО-штурмовики вступают в воздушные схватки с американскими F-22 и A-10.
Чувствуется внимание к деталям. Каждый поворотик плавно, тяжеловесно качающихся летающих тарелок сопровождается филигранной работой маневровых двигателей. Земные космические корабли несут следы тщательной маскировки под мирную технику - исследовательская станция МИР (с ионной пушкой внутри), австралийский орбитальный телескоп (раскрывающийся как банан, обнажая оружие), и конечно гигантский "Джордж Буш-младший", шаттл-переросток с бульдожьими чертами "лица" – сбросив привычные белоснежные панели, он ощетинивается ядерными ракетами и магнитными пушками. Особенно интересен огромный, многокилометровый "Сумерки Богов". У этого шедевра стимпанк-дизайна абсолютно изуверское устройство: вверху у него какой-то нечеловеческих размеров мотор Ванкеля, а стреляет он чем-то таким, что от планет отваливаются куски.
Итог. Это дико заезженная фраза, но фильм имеет все шансы стать культовым в самом точном смысле этого слова – когда фильм регулярно пересматривают, выучивают наизусть, радуются как дети давно знакомым шуткам и моментам. И он таким станет, потому что явно сделан с любовью. И все шесть лет, пока его делали, создатели явно старались изо всех сил (сколько у них было) сделать его действительно хорошим. А возможно, войдёт и в киноучебники — не благодаря своей художественной ценности, а как первый пример "независимого Голливуда", сделанного при поддержке свободного интернет-сообщества.
Картинки взял из поста про спецэффекты в фильме в офиц. ЖЖ российских прокатчиков.
UPD: я никто, звать меня никак, и вес моего мнения - ноль целых ?№* десятых.
Community Info