Дарья Митина (kolobok1973) wrote in drugoe_kino,
Дарья Митина
kolobok1973
drugoe_kino

Categories:

Немецкая и не только немецкая документалистика на ММКФ





Одним из центральных событий ММКФ стала демонстрация скандальной и на долгие десятилетия табуированной картины  Файта Харлана "Еврей Зюсс"(1940)  -   нацистского манифеста, спродюсированного напрямую Геббельсом:  после "хрустальной ночи" Рейх нуждался в моральной легитимации своей политики,  и лента была априори обречена на оглушительный успех, а её создатель   -    на то, чтобы надолго закрепить за собой славу ведущего режиссера Рейха.  Впрочем, слава эта не свалилась ему на голову внезапно, а была достигнута в жёсткой конкуренции:  прежде чем поручить-таки картину Харлану, Геббельс разогнал подряд три съёмочные группы и сменил трех режиссеров.

История Зюсса Оппенгеймера    -    еврея, выбившегося в первой половине 18 века из ювелира-лавочника в придворные финансисты герцога Вюртембергского, должна была, по задумке германских лидеров, возбуждать и укреплять ненависть к "еврейской нечисти":  парвеню Зюсс Оппенгеймер, подрядившийся удовлетворять возрастающие финансовые аппетиты герцога, хозяйство которого в запустении     -     не хватает денег не только на вожделенный придворный балет, но и на банальные брюлики для жены   -    берется за государственные финансы настолько активно, что пускает по миру обитателей герцогства.  Он не только добивается снятия запрета на проживание в Вюртемберге своих сородичей  (вся пропагандистская мощь фильма сосредоточена на карикатурном и гротескном изображении обитателей местечка, уподобленных то ли крысам, то ли тараканам, то ли ещё какой пакости), но и  вводит платные дороги и собирает мзду за пользование мостами,  сокращает социалку и  вводит новые налоги, в общем, реализует вполне себе протогайдарочубайсовскую либеральную политику с параллельным укреплением полицейского государства.  В отличие от наших либералов, по голове его за это не гладят, а избавляются от "еврейской оккупации", обвинив героя в изнасиловании белой женщины-христианки  (обвинение, нельзя не признать, не было ложным).  Зюсса казнят, народные массы ликуют, вот такой Judenfrei.  О том, отменили ли плату за дороги и мосты и уменьшили ли налоговое бремя для бедноты, история, правда, умалчивает, главное, что juden raus и наконец-то народ может восстановить справедливость, указав на того, кто выпил всю воду,



Геббельс был в восторге и писал следующее: "Фильм Харлана "Еврей Зюсс"   —   очень крупная, гениальная постановка. Антисемитский фильм, какой мы только можем себе пожелать. Я этому очень рад".  Гиммлер специальным распоряжением обязал СС и полицию в полном составе в течение зимы посмотреть картину, собравшую в Германии  аудиторию в 20 миллионов зрителей и ставшей органичной частью госпропаганды. Однако сегодня фильм смотрится совсем по-другому, и восторг Геббельса, честно говоря, нынешнему зрителю не совсем понятен    -   имея задачей создание агитки для подогрева погромных настроений, Харлан, с моей точки зрения, добивается совершенно обратного эффекта:)):  единственным привлекательным персонажем киноленты, человеком огромного отрицательного обаяния, вызывающим сложную гамму чувств, от осуждения до сочувствия, оказывается "жид Зюсс".  Масштаб личности, острота ума, страдающая, мятущаяся душа, физическая красота  (приглашение на роль Зюсса рокового красавца Фердинанда Мариана, с моей точки зрения, было непростительной ошибкой Харлана, испортившего нацистам всю малину     -     ведь еврей должен быть страшен, грязен и вонюч, а тут такая секс-бомба на экране), затмевает и карикатурных, копошащихся в грязи евреев, словно сошедших с самых отвратительных нацистских антисемитских листовок, и безликих, ходульных расово правильных подданных герцога Вюртембергского     -    ни одного запоминающегося лица, ни одной яркой фигуры.  Главный хищник и злодей не только не вызывает отвращения, но и обладает откровенно эротической притягательностью, а герцог   -   полное ничтожество    -   не может быть хищником не из-за доброты и человеколюбия, а из-за импотентной мелкости натуры.  Очень сомневаюсь, что нацистские идеологи планировали такой эффект восприятия фильма:).  Говорят, что правильные арийские белокурые юноши после просмотра шедевра Харлана бежали громить еврейские лавки, а вот если бы я была правильной арийской девушкой, то первой моей мыслью после финальных титров было бы пойти познакомиться с красивым евреем с целью попортить генофонд. Так или иначе, но Харлан становится немецким режиссером номер один, его жена Кристина Зедербаум   -    немецкой актрисой номер один, после войны, несмотря на то, что ему, единственному из немецких кинематографистов, были предъявлены обвинения в военных преступлениях, суд его оправдал, и он снимает кино с не меньшей интенсивностью, чем при нацистах, вплоть до самой смерти в 1964 году.
Огромный зрительский интерес на ММКФ (зал был забит настолько, что едва на люстрах не висели) вызвал не только сам "Еврей Зюсс", но и документальная биография его режиссёра Феликса Мёллера  "Харлан:  в тени "Еврея Зюсса"    -    внуки и племянники режиссера, а также надолго пережившая его вдова делятся впечатлениями от кинонаследия своего талантливого родственника, плавно переходящими в рассуждения о природе нацизма и извечной дилеммы "художник и власть".



Вечная проблема "художник и власть" перебрасывает кинематографический мостик из нацистских 40-х  в 70-е, когда западная Германия, сотрясаемая ростом левого движения, ходила по краю, отделяющему её от установления ультраправой полицейской диктатуры.  Разгром левацкой "Rote Armee Fraktion",  сочувствие которой объединяло тогда всю передовую немецкую  интеллигенцию, породил удивительное творческое содружество:  практически все ведущие режиссеры ФРГ    -    Александр Клюге, Райнер Вернер Фассбиндер, Фолькер Шлёндорф, Маргарете фон Тротта, , Генрих Бёлль, Ханс Петер Клоос и другие    -   объединились, сняв коллективную полухудожественную - полудокументальную картину "Германия осенью"(1978), состоящую из нескольких авторских новелл.  Каждая из этих новелл представляет собой оттопыренный средний палец, демонстрируемый тем или иным автором буржуазному государству и буржуазной морали, начиная с каминг-аута Фассбиндера, объявляющего о своем гомосексуализме, и заканчивая контрастным изображением двух погребальных процессий    -    с одной стороны, собравшей сливки общества официозной и лицемерной церемонии похорон  промышленника Шлейера, убитого левыми революционерами,  с другой    -     поистине народное прощание с Баадером, Эннслинн и Распе, в синхронное самоубийство которых не верил и не верит по сей день  ни один здравомыслящий человек.  Похороны РАФовцев    -    композиционная кульминация фильма:  авторы намеренно не снимают никакого притягивающего глаз экшна, делая фильм нарочито затянутым и занудным, изображая не сами события, которые могли бы составить богатый визуальный ряд (ни тебе угона самолета, ни перестрелок, ни взрывов), а реакцию на них разных слоев немецкого социума,  общественную рефлексию, воспоминания и размышления, складывание атмосферы ментального сопротивления нации существующему порядку вещей.  

Авторы намеренно смешивают игровое кино с документальными вкраплениями  (или документальное кино с вкраплениями художественными?...)   -    зрители спорят, реальные или постановочные похороны они только что наблюдали, и вряд ли найдется человек, который безошибочно определит, реальный ли это режиссер Фассбиндер, расхаживающий голышом по своей квартире, или вымышленный персонаж, которого Фассбиндер изображает в качестве актера художественного кино. Похороны РАФовцев, судя по всему, реальные, но зуба не дам    -    мнения на этот счет существуют разные. Во всяком случае, вглядываясь в кадры, снятые в 1978 году, удивляешься, насколько левая субкультура устойчива в своих внешних проявлениях и узнаваема сквозь десятилетия    -    любого молодого парня в арафатке или  девушку в футболке с Че Геварой, лица которых камера 35 лет назад выхватывает на штутгартском кладбище,  можно запросто встретить в Штутгарте сегодняшнем     -  нет на них печати времени....  

Любителям позубоскалить над худсоветами социалистических времен будет крайне поучительно посмотреть центральную новеллу "Отложенная "Антигона", снятую Фолькером Шлёндорфом, где западногерманские чиновники от культуры коллективно  ломают голову и выпрыгивают из штанов, пытаясь во что бы то  ни стало запретить театральную постановку Софокла, которая может непредсказуемо срезонировать в стране, находящейся на грани гражданской войны   -    в жертвенной и трагической фигуре Антигоны им мерещится только что погибшая Гудрун, и читка пьесы по ролям похожа на паническую попытку заглушить пронзительный голос собственной совести.  Пожалуй, именно Шлёндорф внес самый яркий вклад в сотворчество немецких звезд режиссуры "Германия осенью", поскольку народная тропа, не зарастающая к могилам на штутгартском кладбище, тоже снята им.



Отдавая должное сильнейшей германской кинотрадиции,  не сразу понимаешь, что и американскую документальную ленту "В бездну: история смерти, история жизни"  можно с некоторым основанием назвать немецким кино:))), ибо снял её великий киногерманец Вернер Херцог.  В жизни каждого пожилого мэтра наступает момент, когда он начинает снимать "старческое кино", изменяя своему творческому почерку и становясь непохожим на самого себя.  Херцог, весьма жёсткий и лишённый сентиментальности режиссёр, довольно цинично и буднично относящийся к смерти, выдает скрупулезное психологическое исследование,  выжимающее слезу даже у самого закаленного зрителя: история двух молодых американцев, приговоренных к смертной казни за групповое убийство трех человек, несмотря на скупость внешних эффектов и подчеркнуто нейтральную позицию самого автора, интервьюирующего осужденных, их родственников и близких и многочисленных свидетелей, совершенно душераздирающа.  Особенно впечатляет интервью с Майклом Перри,  казненным через восемь дней после беседы с ним Херцога    -    в кадре симпатичный юноша, почти мальчик,  похожий на руководителя зюгановской молодёжки Юру Афонина, обезоруживающе улыбающийся и рассуждающий о своей участи с выражением обреченного достоинства    -    да, ошибся, да, оступился, да, через несколько дней меня умертвят.  Досадно, но ничего не поделаешь, всякое бывает.

Самое страшное то, что и второй убийца, приговоренный, в отличие от своего подельника, к пожизненному заключению, вызывает самую искреннюю зрительскую симпатию     -    режиссер просто криком кричит о том, что осужденные убийцы   -  не монстры, не нелюди, не отребье, а одни из нас, такие же, как мы. Просто им очень не повезло в жизни.  Они и убивать-то никого не хотели, просто так получилось.  В каком-то смысле они родились уже обреченными на вот такую страшную участь     -    их родители большую часть жизни провели в тюрьме, и им на роду написано. Самая душераздирающая сцена фильма    -    это монолог отца второго смертника, Бёркетта, который провел с тюрьме  40 из своих 50 с небольшим лет (даже, если честно, непонятно, когда он сына-то зачать успел). Умом понимаешь, что 40 лет отсидки дают не за разведение цветника, но глаза отказываются верить, что интеллигентнейший дяденька с проседью, похожий на вузовского преподавателя, который  плачет на экране, обвиняя себя в том несчастье, которое произошло с его сыном,   -    лицо американской преступности, самовоспроизводящейся из поколения в поколение...

Технологическая сторона умерщвления человеческой плоти, показанная Херцогом во всех подробностях и со всей документальной тщательностью, по идее должна леденить кровь, но изображается настолько физиологически, буднично и спокойно, что практически не вызывает никаких эмоций.  А вот чувства и переживания так или иначе вовлеченных во взаимоотношения с машиной смерти серьёзно впечатляют.  Девушка, познакомившаяся по переписке с уже осужденным на пожизненное Бёркеттом, влюбившаяся и вышедшая за него, фактически смертника, замуж и ухитрившаяся от него забеременеть на свидании    -  что ж, есть женщины не только в русских селеньях...  Особенно интересна исповедь палача, много лет исполнявшего смертельные экзекуции в тюрьме, где казнили Перри   -    после нескольких десятилетий такой адовой работы человек почувствовал, что ещё чуть-чуть, и поедет крышей, уволился на гражданку, но душевного спокойствия, ясное дело, не обрёл и вряд ли обретет до конца жизни.  Психологический надлом наступил, когда после многолетнего непорочного труда и образцовой службы привелось казнить женщину   -    тут-то в башке и крякнуло...                  

Tags: 2012, ММКФ
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments