Дарья Митина (kolobok1973) wrote in drugoe_kino,
Дарья Митина
kolobok1973
drugoe_kino

Categories:

Продолжаем смотреть фестивальную документалистику


Продолжаем, дорогие гражданы и старушки, разговор о фестивальной документалистике.
Основная тема южноазиатской документальной кинематографии, представленной на ММКФ    -     противоречия между глобализацией и традиционным обществом, растущая цивилизационная пропасть между ними.



Киноочерк индийской документалистки Ниши Пахуджа "Мир перед ней"  строится на противопоставлении двух миров, которые сосуществуют в сегодняшней Индии.  Одна сторона индийской жизни     -    свет софитов, блеск роскоши, тернистый и довольно призрачный путь к успеху и процветанию:  режиссер раскрывает нам секреты  всеиндийского конкурса красоты "Мисс Индия", открывающего тщательно отобранным красавицам дорогу к покорению мира.  В бомбейском отеле двадцать юных девушек, ещё школьниц, грезят о судьбе своих знаменитых соотечественниц  Сушмиты Сен и Айшварьи Рай, получивших в свое время титул "Мисс Вселенная".  Мир гламура не только манящ и притягателен, но и весьма суров   -    в погоне за титулами и признанием девушки проходят жесточайший отбор, изнуряют себя диетами, физическими упражнениями,  бесконечными тренингами и репетициями, но самое тяжелое     -    атмосфера конкуренции, недоброжелательства, стремления утопить соперницу,  то есть те самые правила, которые диктуются природой самого конкурса и его устроителями, делающими на красавицах    -    совершенно обычных девушках с неплохими внешними данными из среднестатистических семей   -     свой большой и жестокий бизнес.  В общем, тот же самый отель и тот же  самый подиум легко представить абсолютно в любом другом городе мира:  конкурсы красоты, симптом глобализации, а точнее   -    вестернизации жизни, для многих просто форма социального лифта,  возможность вырваться за пределы традиционной рутины и нищеты, увидеть мир, пусть хотя бы таким небесспорным способом.



Понятно, что мир гламура    -   удел сотен, от силы тысяч избранных, а точнее, прорвавшихся в него, и отношение к нему в полуторамиллиардной Индии, мягко говоря, неоднозначное. Страну сотрясали и сотрясают до сих пор миллионные демонстрации протеста против проведения в Индии конкурсов красоты и участия индианок в них, и участвуют в них практически все слои общества   -    от религиозных фундаменталистов и индийских националистов до атеистов и коммунистов, каждый по своим причинам.  Одни видят в этом отход от индийских национальных и традиционных ценностей, другие    -    апологетику ценностей буржуазных.  В противовес гламурным барышням с подиума авторы показывают нам совсем иной мир:   впервые в истории  режиссеру удалось добиться съемок в закрытых учебно-тренировочных лагерях "Дурга вахини"     -     женского крыла ультраправой индуистской националистической Вишва хинду паришад, основой своего мировоззрения и деятельности провозглашающей хиндутву.  Вишва хинду паришад считается одной из самых радикальных организаций, практикующих вооруженную борьбу, славится многочисленными антиисламскими и антихристианскими выступлениями,  а после кровавых событий в Айодхье была признана властью экстремистским объединением, однако популярность её год от года растёт.  Нише Пахуджа разрешили эксклюзивные съемки тренировок и физзанятий девушек из Дурга вахини, а главное   -     интервью с ними самими,  их наставниками и наставницами. Интервью эти, надо сказать, авторы берут не без содрогания   -    их явно пугает фанатичная убежденность девушек в правоте проповедуемого учения, национальной и религиозной исключительности, вполне параноидальная закомплексованность  ("мир ополчился против индуизма, нужно спасать индусов  от враждебной внешней среды"), готовность за свои убеждения убивать.  "А ты готова убить человека?"    -   спрашивает интервьюер у полноватой девушки в сари и очках с толстыми стёклами, похожей на отличницу-старшеклассницу.  "Если он враждебен индусам   -   наверно, да",   -   отвечает та.



Любой человек, мыслящий бинарными оппозициями, впадает в грех упрощения.  Для авторов фильма мир биполярен, и такая двухмерность  а-ля "два мира   -  два Шапиро"  мешает объективному взгляду на жизнь, которая, будучи гораздо богаче и сложней, не укладывается в такую примитивную схему.   Можно без особого труда догадаться, какой мир автору, живущей в западном полушарии и связанной с Индией лишь происхождением, ближе и симпатичнее    -    ослепительные красотки, стремящиеся любой ценой в лучшее будущее, резко контрастируют с нарочито угловатыми и некрасивыми последовательницами  Садхви Ритхамбары, и хотя изначально задачей авторов наверняка было показать, что обе представленные в фильме субкультуры базируются на неблаговидных и нездоровых инстинктах    -  в одном случае соперничестве, зависти, эгоизме, в другом   -   нетерпимости, шовинизме, враждебности к непохожим на тебя, агрессивности к окружающим,  можно сказать, что авторы с задачей справились не вполне:).



Документальная работа супружеской пары американца Дэниела Юнга и его жены, известной правозащитницы пакистанского происхождения Шармин Обайд-Чиной "Спасая лицо", посвящена одной из наиболее кричащих проблем пакистанского общества    -   волнообразному росту числа женщин - жертв кислотных атак.  Положение женщины, в общем, в любом традиционном обществе не сахар, но почему именно в Пакистане эта проблема приобрела характер национального бедствия   -    загадка.  Авторов картины больше интересуют медицинские и правовые аспекты проблемы: пластическая хирургия для выходцев из небогатых семей вещь совершенно недоступная, и огромная часть тех, кому удается перенести болевой шок и выжить, остаются изуродованными на всю жизнь, которую уже, по словам героинь фильма, и жизнью-то можно назвать с большой натяжкой.  Фильм "Спасая лицо" посвящен подвижнической миссии лондонского пластического хирурга, выходца из Пакистана Мохаммеда Джавада, который оперирует сожжённых кислотой женщин бесплатно, в буквальном смысле слова возвращая их к жизни. Разумеется, полностью восстановить внешность, вернуть выжженные глаза не удается никому,  однако чисто психологически женщины получают такой импульс, что зачастую даже те из них, которые до несчастного случая носили никаб или паранджу, полностью скрывающую лицо, после операций доктора Джавада начинают появляться в общественных местах с открытыми лицами.

Правовая проблема с жертвами кислоты состояла в том, что буквально до последнего времени пакистанское гражданское законодательство не предусматривало возмездия для мерзавцев, калечащих женщин   -  поскольку ими чаще всего выступали мужья и близкие родственники несчастных, это считалось семейным делом и привлечь к ответственности за это было крайне сложно (в отличие, кстати, от шариатского права, по которому симметричное наказание возможно, и в этом отношении шариат гораздо больше отвечает чаяниям женщины, одержимой мщением).  В фильме показаны собрания женских правозащитных организаций, созданных специально с целью корректировки гражданского законодательства и выделения в нем специальных статей, защищающих "кислотниц". Эти поправки пакистанский парламент принял совсем недавно, и теперь в случае удачного для женщины исхода судебного разбирательства нелюдь получает пожизненное. Справедливости ради стоит сказать, что кислотные атаки получили широкое распространение не только в Пакистане, но и, например, на моей исторической Родине, но там до осознания обществом необходимости правового заслона варварству, похоже, весьма далеко, да и единого правового поля, судя по всему, как такового нет:(.


 

Документальную короткометражку молодого иранца Мохаммеда-Резы Фарзода "Растаяв без следа" можно с полным основанием назвать абстракционистским произведением    -    весь сюжет вертится вокруг минутного фрагмента киноплёнки, запечатлевшей кровавый разгон мирной демонстрации в Тегеране в день рождения режиссёра   -    8 сентября 1979 года.  Автор экспериментирует с раскадровкой, вглядывается в экран, проматывая плёнку рапидом, выхватывает отдельные фигуры, пытается угадать лица, восстановить ход событий.  Увы, документальное свидетельство слишком скудно, всего минута хронометража, да и о цифре 35 лет назад никто не имел понятия. Тем не менее, автор включает фантазию, находит свидетелей и очевидцев, пытается их разговорить, но получается это плохо, вот и остается лишь колдовать над плёнкой.  Сами события, сама демонстрация для людей, не погруженных в исторический контекст, представляется чистой воды абстракцией   -    кто в кого стреляет, непонятно, против кого и чего протестуют, тоже неясно, спасенный фрагмент не дает никакого представления о драматургии конфликта.  Правда, есть установленная дата событий, и можно понять, что демонстрация проходит уже через полгода после победы Исламской революции, видимо, так сказать, последний всплеск.  Короткометражка Фарзода, минималистическая и скуповатая на средства художественной выразительности, тематически прекрасно укладывается в тренд фестиваля нынешнего года    -    показать многоликую и разнообразную в своих проявлениях, но при этом всё равно универсальную культуру протеста, гражданского сопротивления (в этом году об этом добрая половина фестивальных художественных лент и добрых три четверти фильмов документальных), дать прочувствовать эстетику борьбы человека за свои права.  

На экране камера выхватывает женщину, нагнувшуюся к земле за камнем и швыряющую камень в солдата. Фигура женщины закутана в глухой никаб, и никакое следствие никогда не установит личности камнеметательницы.  Хоть одно преимущество исламских порядков налицо, а точнее, на лице:)).
А ещё иранским противникам аятолл образца 1979 года и их современникам по всему миру крепко повезло в том, что тогда ютуба не было...         



Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments