Спросила у "наводчика" его мнение о фильме. Мнение следующее:
Вообще Триер сейчас наибольший "европеец" из киношников. Если я его
правильно понимаю, он пытается показать проблемы Запада и Европы и
решает их исключительно в этой ценностной базе.
В фильме две линии.
Первая
- "приличность поведения". Это судя по всем надо читать как "приличное
поведение перестает быть выигрышной стратегией в западном обществе".
Вторая
- попытка решить проблему иррационально, архаично. Построить шалашик и
залезть в него, вместо того чтобы сидеть на веранде и пить вино. Тут
важен момент, что выход из проблемы ищется не в какой-то развитой
культурной традиции типа буддизма, а в примитивных формах из
подсознания".
Как всегда, поразилась тому, какие люди разные, и как им одни и те же вещи разное говорят. Таки действительно, искусство - зеркало, которое отражает не действительность, но смотрящего.
Насчёт линии приличности поведения. Конечно, она прослеживается. Но для меня "месседж" был совсем другой. Скорее, подтверждение моих мыслей о том, что ритуалы, "игры" помогают людям выжить и не думать о страшном. А я в последнее время уже не так уверена, что это плохо. Конечно, игры - замена близости. А близость - это для меня из высших ценностей. Но... Прожив 3 года в Европе, где всё насквозь заритуалено и нет даже нашей славянской водочной псевдо-близости, я как-то изменилась. Мне уже не кажется диким, что вино нельзя пить из горла, но надо из больших круглых бокалов. И желание резать всем в лицо правду-матку поубавилось. Хотя протеста против ритуалов типа "приличного" поведения в официальных учреждениях пока хватает (помню, как мама на свадьбе в мэрии не без основания побаивалась за меня - "счас мявкнет")))) И я понимаю героиню, которую так "крутит" внутри на собственной свадьбе (я её понимаю и без всяких приближающихся планет даже, даже если бы Меланхолии не было). Меня тоже часто подмывает сделать что-то вызывающее, провокационное, не то, чего от меня ждут. "Мявкнуть" тем или иным способом. Так что в первой части я могла вполне себе проецироваться на героиню, мне были близки и понятны её "выбрыки".
Теперь про вторую означенную линию.
Мне приходит тут на ум фразочка про "Они (женщины) живут у самого подножия Неизбежного и лучше нас знают ведущие к нему тропинки". Всё действие в фильме происходит у этого подножия. И для меня это, в первую очередь, фильм об этом самом - о неизбежном (о смерти) и о страхе перед неизбежным. А, кстати, ещё - о предательстве. Я именно так расцениваю самоубийство мужа Клэр. Ну, конечно, в связи с этим - о силе и слабости. И о том, есть ли смысл дёргаться, если "все там будем". А если есть - то в какую сторону следует дёргаться.
А шалашик - да, сильный момент. Но я его, опять же, восприняла по-другому: скорее как символ жалкости и детскости наших усилий отгородиться от смерти. Мы строим шалашики из кое-как обструганных палочек, и нам кажется, что мы в домике) Что мы никогда не умрём.
В общем, продолжаю думать про то, что увидела. Если кто смотрел фильм и тоже чего надумал - присоединяйтесь.
Вместе не так страшно)
Community Info