desyateryk (d_desyateryk) wrote in drugoe_kino,
desyateryk
d_desyateryk
drugoe_kino

Category:

о Московском кинофестивале

vtbrussia_MMKF_200

ММКФ открылся в этом году без свойственной ему помпы: ведь киноконцертный зал «Пушкинский», позволявший нагонять репрезентативный пафос, ныне на ремонте. Все церемонии проводятся в мультиплексе «Октябрь». Посреди тротуара на Новом Арбате выросла странная загородка, долженствующая, очевидно, обозначить красную дорожку – но среди автомобильного грохота и спешащих прохожих все фестивальные ритуалы явно теряют в блеске.

Соответственно, скромная ситуация и со звездами – визитов такого калибра, как приезд Джона Малковича в прошлом году, не было. Правда, предприимчивый Тимур Бекмамбетов привез на один день знаменитого голливудского фантазера Тима Бертона, но сделал это еще до начала фестиваля и, скорее, в рамках рекламной кампании своего нового блокбастера «Президент Линкольн: охотник на вампиров».

В отсутствие медиа-эффектов можно уповать на сенсации художественного порядка, но с этим в основном конкурсе пока что не складывается. С географией здесь все в порядке, есть режиссеры из Филиппимн и Болгарии, Китая и Финляндии, но уровень их работ, увы, примерно одинаков: без явных провалов, но и без озарений. Классик венгерского кино Иштван Сабо, 30 лет назад прогремевший с драмой «Мефисто» («Оскар» 1981 года), снял довольно анемичную картину «Дверь» о нелегких отношениях двух соседок в коммунистической Венгрии 1960-х. Одну из героинь играет прекрасная британская актриса Хелен Миррен, но фильм это не спасает: снятый на английском, с очень вялой режиссурой, он в равной степени далек как от исторической правды, так и от правды характеров.

Впрочем, опыт и мастерство Сабо чувствуются даже в его слабых работах, а если говорить все о тех же категориях кинематографической правды, то у других конкурсантов ситуация еще хуже. «Орда» россиянина Андрея Прошкина повествует о временах татарского ига в России, «80 миллионов» поляка Вальдемара Кшистека – о борьбе «Солидарности» против режима Ярузельского, но и в том, и в другом случае остается ощущение откровенной конъюнктуры, высосанных из пальца сюжетов, плохо наложенного глянца. Хотя оба режиссера – ремесленники примерно одного уровня, Прошкина прочат в победители – очевидно, из-за особенно актуальной ныне в России православной темы. Другая крайность – когда фильм делается вполне искренно, как «Вишенка на гранатовом дереве», в которой Чэнь Ли попытался рассказать, пусть и в форме комедии, о реалиях современного Китая – с социальным неравенством, стихийными восстаниями против партийных чиновников, попытками провести настоящие конкурентные выборы; но снято все это так, словно за камерой стоял даже не первокурсник, а вообще абитуриент. Хорват Бранко Шмидт перед показом своего «Людоеда-вегетарианца» изо всех сил пугал зрителей – мол, не стоит его фильм смотреть с полным желудком – а в итоге ожидание даже не триллера, а вообще сколь-нибудь сильных ощущений сменилось привычной скукой.

Обычно там, где фестиваль недобирает в основном конкурсе, он с лихвой компенсирует в других программах. Пока что и здесь – общая нехватка фильмов-событий. В обычно наиболее ожидаемой подборке картин-сенсаций артхауза «8 ½ фильмов» показали «Божественные моторы» Лео Карракса (Франция) и «Замочную скважину» Гая Меддина (Канада) – и обе работы послужили очередным доказательством того, что самые радикальные экспериментаторы могут легко превратиться в невольников собственных экспериментов. Даже в секции документального кино, всегда бывшей самой сильной на фестивале, в этом году содержание – пусть и обжигающе злободневное – слишком явно превалирует над формой. Например, режиссер антропологической картины «Африка: кровь и красота» Сергей Ястржембский напичкал экран разноплеменной экзотикой, не потрудившись снабдить собранному за 4 года материалу сколь-нибудь внятную драматургической структурой. В итоге у бывшего пресс-секретаря президента России получилось массивное туристическое видео, уснащенное закадровыми комментариями автора, подчас граничащими с откровенной глупостью. Впрочем, премьера «Африки» была удостоена вступительной речи руководителя ММКФ Никиты Михалкова, который фестивальные фильмы вообще не представляет: очевидно, власть, пусть даже в столь опосредованном виде, очень сладко пахнет.

И все-таки именно российские документалисты пока что наиболее интересны. «Завтра» Андрея Грязева – талантливое авторское исследование феномена арт-группы «Война» и «Чувственная математика» - поэтичная картина Екатерины Еременко о математике и математиках – на сегодня безусловные фавориты неигрового конкурса.

Большая часть фестиваля еще впереди, и, будем надеяться, открытия все-таки последуют.

UPD1: Вчера посмотрел два интереснейших – в первую очередь содержательно – документальных фильма: «Таблоид» (оскароносца Эррола Морриса) и «В поисках Шугармена» (Малик Бенджеллул). В обоих рассказыватся о судьбах настолько невероятных, что я вечером даже в Википедию заходил, чтобы удостовериться, что такие люди реально были.
UPD2: А «Железное небо» - полная чушь.

Дмитрий Десятерик
Tags: 2012, ММКФ
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments