Вероника Скурихина (veronika_funtom) wrote in drugoe_kino,
Вероника Скурихина
veronika_funtom
drugoe_kino

Categories:

Берта по прозвищу "Товарный вагон", реж.Мартин Скорсезе, 1972 г.

Эту рецензию я пишу в первую очередь для тех, кто не знал, что Мартин Скорсезе снимал задолго до "Банд Нью-Йорка", "Авиатора", первого "Оскара" за "Отступников", "Острова проклятых", нашумевшего "Хранителя времени"(он же Hugo), и до Леонардо ди Каприо вообще.
Пожалуй, Скорсезе один из самых плодовитых голливудских режиссёров с той точки зрения, что почти все его фильмы - это известные мировому зрителю работы. Эдакий Стивен Спилберг, но социально-драматично-мафиозной направленности. И "Берта по прозвищу "Товарный вагон" не стала исключением из режиссёрских правил. Это фильм о социальном неравенстве, классовой борьбе, с нужной долей секса и крови на погонный метр киноплёнки.



Великий и могучий, к сожалению, не обладает тем объёмом, который нужен, чтобы покороче перевести оригинальное название фильма "Boxcar Bertha". Ну, т.е. "Boxcar Bertha" звучит как прозвище. А нам, простому русскому зрителю, ещё пришлось объяснять, что это прозвище такое "Товарный вагон".

Действие картины разворачивается в годы Великой Депрессии в США (боже, я пишу штампами...). И привычным нам уже жестом начинается со смерти отца главной героини. Ну, чтобы мы все понимали, что ничего хорошего эту девочку с косичками и в ситцевом платице не ждёт. И, чтобы её не схватили всякие плохие капиталисты, Берта спасается бегством, запрыгивая на ходу в товарный вагон проходящего поезда. И так всю свою киножизнь... Которая, кстати, имела реальное продолжение. В смысле, Берта Томпсон - это реальный персонаж, которая, как уверяют источники, лично дала право на экранизацию своей истории продюсерам фильма, супругам Корманам.
Бегать, собственно, было от чего. Берта становится любовницей руководителя профсоюза рабочих Билла Шелли и участвует с ним в его робингудовских походах, которые в итоге превращаются в обычный разбой. И вот они грабят и бегают, потому что весь фильм их выслеживают и отлавливают. В итоге всё заканчивается по-скорсезовски грустно.

Интересно, что в этом фильме свою первую главную роль сыграл Дэвид Кэррадайн. Человек, вокруг которого напустили завесу тайны, когда на экраны выходила тарантиновская сага о другом Билле, которого надо было убить. Человек, который умер, как смаковала пресса, от экстремальных и неудавшихся сексуальных утех.Нагловатый, уверенный в себе работяга, который без особых угрызений совести растлевает юную Берту, но при этом все украденные доллары несёт в профсоюз на благо рабочих и бросается с кулаками на каждого, что обижает его друга-негра - таким Кэррадайна увидел Скорсезе. Его герой, равно как и все остальные, не вызывает никакой симпатии. У Скорсезе вообще нет положительных персонажей. Они там все - довольно дрянные люди. Из-за такой же дрянной жизни.
Берту сыграла Барбара Херши. Это было скорсезовское открытие. Он потом пригласил её в своё "Последнее искушение Христа", но звездой Голливуда она так и не стала. Хотя она весьма убедительно играет наивную провинциальную американку, которая быстро понимает, когда надо бежать, но слишком доверчива ко всем, кто с ней бывает хоть сколько-то ласков. Она без стеснения показывает тело. В ней есть вот эта сельская неуклюжесть, любовь ко всему яркому, блестящему, сладкому... Но мне все время хотелось одёрнуть ей платье, убрать растрёпанные волосы с лица и стереть этот налёт похоти с лица. Она слишком вызывающе сексуальна в роли Берты. И, наверное, именно это не даёт проникнуться к её персонажу, который переживает нехилую драму в своей юной жизни.
Бегающие мафиози в пиджаках и с автоматами, важный и безжалостный босс в золотых перстнях, ловкий, но трусоватый шулер, перестрелки, полицейские разборки, и совершенно неделикатная сцена финальной разборки - все эти элементы в фильме есть. Он полноценен и архетипичен до противного. И несмотря на давность лет и некоторую театральность в игре актёров, особенно в action-сценах, смотрится на одном дыхании.
Я бы даже сказала, что этот фильм - своеобразная предпосылка к тем же "Бандам Нью-Йорка". Скорсезе довольно чётко обозначил в "Берте", что его волнует и о чём он хочет снимать. К его чести, он не стал режиссёром одного жанра, но если вы посмотрите "Берту по прозвищу "Товарный вагон" без начальных титров, думаю, угадать чьему перу принадлежит картина, не составит никакого труда. Это целая эстетика, без которой сладкий голливудский мир, наверное, заскучал бы. Но у него есть Скорсезе. И он ещё снимает.
По-моему, это хорошая перспектива.




Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments