hhhhhhhhl (hhhhhhhhl) wrote in drugoe_kino,
hhhhhhhhl
hhhhhhhhl
drugoe_kino

Category:

"Я устал от всего кроме музыки" (с)

Два фильма о джазе.
И
два музыканта.

"Птица" реж. Клинт Иствуд 1988 г.

Информация о фильме, скачать с рутрекера.

Я и не знала, что у Иствуда есть что-то ещё про джаз кроме известной серии в проекте Скосезе 2003 г.
Здесь в главной роли снялся Форест Уитакер. Фильм Иствуда - биографическая драма о великом импровизаторе саксофонисте Чарльзе Паркере.

Clint Eastwood "Bird" Charlie Parker Story



"В американских жизнях нет вторых актов". Этой цитатой Ф. С. Фицджеральда фильм открывается.

Но главный герой и не рассчитывает на второй акт. Алкоголь, наркотики, смерть в 34 года. Фильм начинается с момента, когда Птица на пороге смерти - неудачная попытка самоубийства, врач предлагает шокотерапию.

- Его жизнь зависит от способности импровизировать и сочинять музыку.
- Вам нужен муж или музыкант?


Он - музыкант. Жена это понимает. Для врача он - пациент. Через воспоминания и возврат по времени в прошлое на экране проходят последние десять лет жизни Чарльза Паркера со всеми переплётами, любовью и утратами, успехом и провалами; виртуозная игра на саксофоне, мелодия словно трель.
Из чего рождается музыка? "Ты думаешь, будешь колоть дурь и сможешь играть как Птица?" - кричит он на молодого белого трубача, хватает его так, что отрывает от пола, припечатывая к стене. На самом деле это извечный вопрос, на который, пожалуй, нет ответа.

У него язва и боли, он закидывается наркотиком, чтоб заглушить боль и играть. Наркотик ему не мешает. Боль помеха. Он - новатор, создатель музыкального стиля, полный зал сегодня на следующий день оказывается пустым. Он - виртуозный саксофонист и его именем называют клуб, но с очередным срывом его выставляют. Удивительная вещь - в мире музыки, разрывающей стандарты, стандарты существуют и Птица в них не вписывается. Причём он сам это осознаёт в полной мере. Интересный момент, когда Птица, стоя за кулисами, слушает игру друга и разбирает музыкальные строчки, огорчаясь от простоты, элементарности этой музыки в смысле её извлечения из инструмента. А публика буквально сметает исполнителя, ломясь за автографами, популярность в следовании моде.

Фильм очень атмосферный: маленькие залы джазовых клубов, ночные концерты, музыка. В принципе ничего не происходит в плане динамики сюжета. В теме наркотиков никакого надрыва. Тема расизма вывернута наоборот тем, как Птица берёт в концетрный тур по южным штатам трубача еврея, на афишах везде указывая его как альбиноса, да ещё заставляет петь блюз.
- Я не умею петь блюз.
- Никто не умеет петь блюз.

Главный герой в исполнении Фореста Уитакера невероятно обаятелен: такой большой и добрый, с женой даже кроткий, улыбается и грустит, рассуждает о Стравинском. Живой человек, талантливый музыкант, который словно не мог найти себе место в этом мире, но нашёл в истории джаза.

"Через десять лет его музыка была признана во всём мире".



В начале карьеры у Паркера было прозвище"Ярдберд" (Yardbird), которое затем сократилось до Bird (англ. "птица"). Этот прозвище часто использовалось в названии его произведений (Yardbird Suite и Bird Feathers). Позже в честь Паркера был назван нью йоркский клуб Birdland (Страна птиц). Известный джазовый стандарт George Shearing (Джорджа Ширинга) - посвящение клубу Birdland Lullaby of Birdland.

Выбрала видео по временному интервалу совпадающие с историей в фильме. В кино играет артист, а здесь сам музыкант.

Charlie Parker "Autumn in New York" 1949 г.




Charlie Parker - Love for sale, 1954 г.



На YT cобраны 100 лучших треков Чарли Паркера.

Информация о стиле дополняет фильм.

БИБОП (боп) (англ. bebop), джазовый стиль, сложившийся в начале 1940-х годов и открывший собой эпоху модерн-джаза. Возникнув как реакция на повсеместное распространение свинга, бибоп продолжает развивать его принципы в использовании выразительных средств, но вместе с тем обнаруживает ряд противоположных тенденций. В отличие от свинга, большей частью представляющего собой музыку больших коммерческих танцевальных оркестров, для которой характерны европеизация джазового языка, приоритет аранжировщика и композитора над импровизатором, а также преобладание коллективного исполнения над сольным, бибоп — это экспериментальное творческое направление в джазе, связанное главным образом с практикой малых ансамблей (комбо) и антикоммерческое по своей направленности. Это музыка, создаваемая не для массового потребления, а для довольно ограниченной аудитории знатоков и ценителей. Главной фигурой здесь становится солист-импровизатор (в роли которого может выступать любой участник ансамбля), в совершенстве владеющий музыкальным инструментом (или голосом), стремящийся к индивидуальному самовыражению. [Источник]

Первыми музыкантами этого направления стали нью-йоркские джазмены, к числу которых можно отнести альт-саксофониста Чарли Паркера (Charlie Parker), трубача Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), ударника Кенни Кларка (Kenny Clarke), пианиста Телониуса Монка (Thelonious Monk).

Своё название стиль получил с легкой руки Гиллеспи. По его легенде название стиля образовалось как сочетание слогов, которыми он напевал характерный для бопа музыкальный интервал — блюзовую квинту, появившуюся в бопе в дополнение к блюзовым терции и септиме. Основным отличием нового стиля стала усложнёная и построенная на иных принципах гармония. Сверхбыстрый темп исполнения был введён Паркером и Гиллеспи, дабы не подпустить к их новым импровизациям непрофессионалов. [Источник]

На YT есть видео, посвящённое стилю, правда на английском, кто владеет, может попытаться понять: Bebop Jazz.

"Риск" - 9 серия документального фильма "Джаз" охватывает период с 1945 по 1949 год. Почти весь фильм посвящён Чарли Паркеру и би-бопу - импровизации на грани фола, жизнь на грани риска, наркотики, толпы фанатов и последователей. "Джаз - музыка полная риска, она очень много от тебя требует, люди бывают очень очень суровыми, здесь всё по-настоящему, всё сполна, " - говорит на 49:40 Бертран Тавернье - режиссёр следующего фильма.


"Около полуночи" реж. Бертран Тавернье 1986 г.

Скачать с рутрекера.

Если фильм Иствуда - посвящение всем музыкантам, как сказано в заключительных тирах, то фильм Тавернье - признание в любви. Любовь просто льётся с экрана вместе с музыкой. Мелодия этого фильма чиста, отчетлива и трагична.

Round Midnight (1986) Trailer.




Хотя фильм основан на фактах из жизни музыкантов Бада Пауэлла и Лестера Янга, это - вымышленная история о старом тенор-саксофонисте Дейле Тернере, который вынужден жить в 50-е годы в Париже.

Собственно то, что в 50-е Европа стала пристанищем для многих музыкантов на фоне падения интереса к джазу в США, факт известный. Да и Чрли Паркер успешно выступал там, но не захотел остаться.

Дейл Тернер удивительным образом умудряется жить исключительно настоящим: он играет в клубе, но уходит, когда ему вздумается, он пьёт, если есть деньги и если нет, тоже пьёт с теми, кто предложит и готов заплатить. Ему даже не дают на руки гонорар за выступление, настолько он плох. Пока однажды у барной стойки его не узнаёт молодой француз - поклонник джаза и музыки Тернера. Франсуа одержим в желании помочь старику, он воспринимает его исключительно как легенду и великого музыканта. Тем более, что этот огромный старый негр мудр, много видел и знает, помимо того, что он действительно сводил людей с ума, когда импровизировал.

Нельзя просто выскочить и сорвать плод с дерева. Дерево это растёт в тебе естественным способом.

Любовь творит чудеса, как в сказке живая вода.

Удивительный мир музыки, где существует лишь родство душ преданных ей людей. Тернер узнаёт о смерти друга в Нью-Йорке. Они сидят с Франсуа на улице со стороны чёрного входа клуба, и один начинает напевать, а второй играет "Осень в Нью-Йорке" (Выше специально врезала эту композицию в исполнении Чарли Паркера).




Главную роль исполнил Декстер Гордон - тенер-саксофонист. Говорит таким низким голосом медленно, ходит медленно, только играет потрясающе. Порой кажется будто герой - это он сам.

Моя жизнь - это музыка, моя любовь - это музыка, и так 24 часа в сутки. Вы понимаете?

И этот перебор имён известных музыкантов, Чарльза Паркера в том числе.
Бибоп изобрели котяры, что закосили от армии, - говорит Тернер. Но в устах Декстера Гордона эта фраза не звучит, как насмешка.

Декстер Гордон считается первым музыкантом, который перевёл инновации музыкального языка Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи из бибоп на тенор-саксофон. И многие проблемы героя им пережиты лично. Дехтер Гордон сам с 50-х в течении 12 лет почти не делал записей, из-за неприятных историй, связанных с наркотиками и алкоголем. Но вот выбрался.



Режиссёр встретил протест компании Парамаунт на предложение, отдать роль Декстеру Гордону. А в итоге тот стал первым и единственным джазовым музыкантом, получившим номинацию на Оскар (в 1986 году вместе с Полом Ньюманом и Бобом Хоскинсом). Колоритный музыкант снялся ещё в нескольких фильмах.

Декстер Гордон был сторонником развития современного джаза наряду с Паркером, Гиллеспи, Майлсом Дэвисом и Телониусом Монком. [Источник]

"Он ушёл раньше нас, но шёл всегда впереди нас."

Насколько он хорош. Подобрала специально известные вещи, заодно можно и сравнить.
В джазе сравнивать варианты исполнения - моё любимое занятие. Приглашаю.

Dexter Gordon- Gerogia On My Mind
Это Рей Чарльз. Здесь оригинал.



На YT cобраны 100 лучших треков Декстера Гордона.

"Шедевр к полуночи" - 12 серия документального фильма "Джаз" охватывает период с 1960 до наших дней. Шестидесятые. Джаз переживает тяжелые времена. А с 39:46 глава "Возвращение домой" посвящена Декстеру Гордону, который 15 лет провёл в Европе и в 1976 году вернулся на родину. "Вместе с триумфальным возвращением из Европы Декстера Гордона вернулся и джаз."

Официальный сайт Декстера Гордона.

Походить довольно интересно. На сайте есть документальный фильм о Декстере Гордоне (реж. Дон Мак-Глинн) - "Больше, чем ты думаешь" (1996). В фильме использованы кадры разных периодов карьеры музыканта, Декстер Гордон играет и рассказывает о своих выступлениях в Европе и Соединенных Штатах. В фильм так же включены интервью с Беном Уэбстером, Стивом Лэйси, Вуди Шоу, Филом Вудсом и другими известными джазменами.

Декстера Гордона прозвали "Долговязым Декстером" (англ. Long Tall Dexter) из-за его роста 198 см.

Есть информация о фонде Декстера Гордона, миссией которого является сохранение и увековечивание творческого наследия всемирно-известного джазового тенор-саксофониста, композитора и актера. Он-лайно пожертвования принимаются до 5000$.

Конечно, фотогалерея, биография, дискография, форум.

Помимо записей, футболок и прочего набора сувенирной продукции предлагаются мундштуки с позолотой, изготовленные по спецтехнологии.
До середины 60-х он играл на тенор-саксофоне Conn 10M 'Ladyface', затем перешел на Selmer Mark VI и стал использовать мундштук Otto Link, что являлось стандартным комплектом многих джазовых тенор-саксофонистов того времени.

В заключении настоящий СЮРПРИЗ!



Для тех, кто не узнал, послушать источник здесь.

Так перелопатить русскую тоску, вывести ее на состояние теплой печали... Все-таки джаз - великое искусство интерпретаций и импровизаций и дорога его е в бесконечную Гармонию.
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments