Дарья Митина (kolobok1973) wrote in drugoe_kino,
Дарья Митина
kolobok1973
drugoe_kino

Categories:

Заметки на полях фестиваля - 1 ("Духless", "Дверь")


Тех, кто наивно полагает, что Московский международный кинофестиваль открылся выгулом гламурных блядей по красной ковровой дорожке сегодня вечером, спешу разочаровать    -     кины кажут уже третий день, так что сегодня в полном смысле этого слова третий день ММКФ.  Но поскольку фильмом открытия по традиции считается именно тот, который показывают после распития коктейлей в компании расфуфыренных гостей Михалкова  (в этом году, видимо, фестиваль обеднел настолько, что коктейли в хрустальных бокалах были заменены чаем-кофе в пластиковых стаканчиках, что способствовало ММКФ немало к украшенью), считается, что фильм открытия 34-го ММКФ    -    "Духless" Романа Прыгунова по одноименной книженции Сергея Минаева. О нем и поговорим.  



Должна сказать, что минаевскую книжку я в свое время так и не осилила, бросила на половине    -   показалась она мне пустой, жлобской и написанной на каком-то странном, неведомом мне языке   -    вроде все слова понятные, а вот целиком картина не складывается.  Как будто о другой планете речь идет. Если мне нужно будет погрузиться в эпоху и почувствовать дух времени, то я лучше Пелевина почитаю.  Минаев показался мне плохой, унылой пародией на Пелевина    -     без пелевинской иерархии смыслов, неповторимого чувства юмора, россыпи мемов и цитат.  В этом плане перед Прыгуновым стояла несколько иная задача, чем, например, перед Виктором Гинзбургом, которому достаточно было не испортить первоисточник:).  Вообще ощущение дежавю не покидает    -    всё это мы уже видели многократно, и даже неизменный Михаил Ефремов в роли вечного начальника (только у Гинзбурга он просто более удачливый ровесник, а у Прыгунова он хромая утка, к креслу которого выстраивается вереница претендентов).  



Режиссер Роман Прыгунов  (сын, кстати, Льва Прыгунова) сделал крепкий фильмец, который с литературной первоосновой объединяет лишь название да некоторые самые общие повороты сюжета. С первых кадров понимаешь, что режиссер не просто перечеркнул книжку жирным крестом, но ухитрился вывернуть её наизнанку и придать абсолютно противоположный смысл:)).  Книга Минаева вышла в 2006 году и описывает скорее начало "тучных  нулевых  лет", тогда как фильм апгрейдит книжку, синхронизируя с нашим днем.  Если у Минаева герои менеджерят в конторах, торгующих зеленым горошком и берут откаты в десятки тысяч долларов, то герои экранного Духлесса   -    воротилы крупного банковского бизнеса, к суммам откатов приписывается нолик и исчисляются они в евро. Другое время   -  другие масштабы...  Неизменной остается лишь атмосфера, окружающая героя (весьма убедительная роль Данилы Козловского)   -     гламурные шалавы, пьянки-блядки, звезды шоу-биза, пресыщенные извращенцы и подруги на час, литры дорогого алкоголя и килограммы кокаина.

Вполне возможно, что Минаев искренне верил в то, что высмеивает безумное прожигание жизни под кокс, но в итоге, как это часто бывает с ниспровергателями, эффект вышел совершенно обратный   -   получился абсолютный гимн пустому и пошлому гламуру.   В экранном Духлессе Прыгунова миру пошлых извращенцев, пересчитывающих бабло, противостоит кружок протестной молодежи, соединяющий в себе черты антиглобалистов и группы "Война"    -    Минаев, заканчивая книгу в 2006 году, лишь набрасывает собирательный образ левацких студиозусов, и тема эта в книжке глубоко периферийная, в фильме же группа "Краски", разбрызгивающая краски на пиздатые шубы и доставляющая другие мелкие неприятности мировому империализму (режиссер не ограничивается мелкими перформансами, а показывает вполне себе примету времени   -  горящую баррикаду),   -    вполне определённый привет и группе "Война", и Левому Фронту,  и является ключевой антитезой миру неоновой рекламы и хрустящих купюр. Совершенно очевидно, что протестная среда Минаеву непонятна, чужда  и неприятна, что любое непонимание порождает массу глупых стереотипов, что герои кажутся ходульными и схематичными, немытыми и нечёсаными, что им автоматически приписываются собственные черты и собственные недостатки   -    согласно представлениям Минаева, "революционеры" в свободное от протестных акций время сидят по клубам, изъясняются лозунгами и обобществляют женщин. 

Режиссер Прыгунов, снимая фильм в 2012 году, на фоне пробуждения офисного хомяка, расправившего плечи, обладает ненамного более адекватным взглядом на эту самую протестную среду, но отличается от Минаева в лучшую сторону тем, что подспудно симпатизирует ей, и уже это абсолютно опрокидывает всю концепцию. Юная революционерка Юля, в конечном итоге положившая главного героя, убежденного в том, что так только и правильно жить, как он живет, на обе лопатки  (Мария Андреева    -  просто находка и одна из главных актерских удач), мне кажется, не до конца понятна не только самому герою, но и создателям фильма    -    невдомек им, как можно вот так активничать задарма. Антиподом Юли выступают гламурные стервы, самую выразительную из которых играет парламентарий-порнозвезда  Чиччолина  единоросс Мария Кожевникова, выдающая с экрана лексические конструкции такой  этажности, что аж завидки берут:)....  Создатели фильма не до конца понимают, в чем правда этих странных людей с чегеварами на майках, но то, что в итоге именно они оказываются на светлой стороне силы, делает честь создателям киноверсии.  "Твоё место на помойке",   -    говорит революционерка Юля своему непутёвому ухажёру, и в финальных кадрах картины,  действительно, лишившийся всего хозяин и прожигатель жизни оказывается на дне мусоровозки.  В итоге экранный "Духлесс" тянет просто на гимн антиглобализму и на программный антикапиталистический фильм:), как бы этого не хотели избежать создатели:). Хотели вот как лучше, а получилось как должно быть.



Не обманула зрительского интереса и конкурсная картина мэтра мировой режиссуры Иштвана Сабо "Дверь", снятая по роману его однофамилицы Магды Сабо.  Психологическая драма людей, травмированных 20-м веком, построена как диалог двух непростых характеров и двух весьма самостоятельных натур   -   венгерской писательницы Магды Сабадаш (самая обаятельная актриса Германии, феерическая Мартина Гедек)  и загадочной старушенции Эмеренц, которую с превеликим трудом Магде удается взять в домработницы (если бы Елена наша Васильевна Миронова, то бишь Хелен Миррен, уже не схватила давеча какой-то приз ММКФ, была бы однозначно лучшая женская призовая роль).  У бабки, ведущей нелюдимый образ жизни и что-то скрывающей от окружающих, явно не все дома, да и семейная чета Сабадаш тоже не пальцем делана, и начинается головоломная психологическая дуэль, в начале которой люди враждуют, потом сложнейшим образом притираются друг к другу, проходят через все этапы отношений, пока не поймут, что нужны друг другу и способны на самые благородные проявления   -   благодарность, привязанность, долг и даже любовь (нелюдимая и хмурая старуха, как поначалу кажется, не любит никого на свете, но уж если на ком-то сойдется клином белый свет, как на Магде, то употребляет это слово по поводу и без повода).  Удивительно разнообразны психологические приемы, употребляемые Сабо, от тончайших полутонов до гротеска.  Весь фильм в напряжении ждешь разгадки старухиной тайны (обычно европейские режиссеры делают таких чудаковатых старушенций в прошлом капо концлагеря или хладнокровными убийцами евреев, и подспудно ждешь чего-то именно такого), но Сабо бы не был самим собой, если бы шёл на поводу у наших пожеланий.  В итоге "страшная тайна" божьего одуванчика оказывается обычными детскими травмами, ну плюс ещё тяжёлая жизнь, ну плюс ещё две мировые войны, ну плюс ещё нет своих детей, а приемная дочь, заботливо укрытая в войну от нацистов,  живет в Америке и носа не кажет, в общем, чего ж удивительного, для жителя сумасшедшего двадцатого столетия вполне рядовая судьба. Ну и главная тайна, из-за которой Эмеренц никого не пускает в дом    -    у неё девять кошек, что в послевоенной Венгрии было нарушением закона.  Разрешалось не больше двух.
"Дверь" Иштвана Сабо    -   это настоящий хит-парад шикарных, ярких женщин.  Сногсшибательная Миронова, лучшая на сегодняшний день немецкая актриса Гедек и самая красивая актриса сегодняшней Венгрии Эрика Марожан в эпизодической роли приемной дочери Эмеренц,   -   вот такое буйство красок.  Кино камерное, очень психологическое, без всякого экшна (самый яркий экшн    -    бегство девяти котов из старухиного дома), и заканчивается всё, представьте себе, смертью,    -     в общем, любителям блокбастеров  не сюда.


Tags: 2012, ММКФ
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments