byegoretta (byegoretta) wrote in drugoe_kino,
byegoretta
byegoretta
drugoe_kino

Category:

This Must Be the Place ("Где бы ты ни был"). Режиссер - Паоло Соррентино. 2011 г

images2


                                                                                 Ты теперь большой мальчик...      


      В своем пятом полнометражном фильме итальянский режиссер Паоло Соррентино остался верен своему стилю. Картина "Где бы ты ни был" это все тот же эксцентричный мир, в котором персонажи в полной мере подчинены воле автора, акцент сделан на визуальную составляющую и необычный сценарий, присутствует странная логика повествования и при этом чувствуется некая хрупкость всей этой конструкции. Если предыдущие фильмы Соррентино снимал в Италии, то вышеназванный фильм стал англоязычным дебютом режиссера. На каннском фестивале 2011 года, где фильм был представлен в конкурсной программе, он был встречен скорее с нотками разочарования и собрал среднюю прессу, не получив при этом официальных наград. Оно и понятно, ведь в картине рассказана уж очень странная, неправдоподобная история, плюс задействован никогда ранее не виданный Шон Пенн (между прочим, частый гость Канн). К тому же режиссер не постеснялся затронуть практически «сакральную тему», такую как Холокост и его последствия для общества.

По форме "Где бы ты ни был" – это практически роуд-муви, так любимый американцами жанр. Но роуд-муви как бы в «фестивальном» смысле это слова. Герой едет ни куда-то в конкретное место, а прежде всего к самому себе. Бывшая рок-звезда Шейн (Шон Пенн), еврей (это очень важно для сюжета картины) абсолютный инфантил, «взрослый ребенок», и Соррентино сгущает в этом отношении краски, превращая героя практически в кукольный персонаж (кстати, это стало одним из упреков фильму среди каннской публики). Шейну безразличны проблемы существования цивилизации. У него нет абсолютно никакой исторической памяти, он равнодушен к своему будущему и потерял все связи со своей еврейской семьей. Незаметно двигаясь по дороге жизни, герой не в состоянии отрефлексировать даже малую ее часть. Случай в прошлом, когда покончили собой две девушки, ярые поклонницы музыки Шейана, является всего лишь элементом закрытого мирка, в котором пребывает герой в начале фильма. Известие о смерти отца, которое заставляет Шейана отправиться в США становиться двигателем сюжета. Как только главный персонаж оказывается за пределами своего мира, с ним происходит преображение.



Конечно, Соррентино не просто так затронул тему Холокоста, но при этом не стал уделять ей основное внимание. Поиски Шейном бывшего нациста, мучившего его отца в концлагере, это не «историческая месть» еврея, а попытки героя понять кем был отец, что он оставил после себя, чего боялся, любил ли кого-либо в своей жизни? Соединение, казалось бы, несоединимых сценарных элементов и составляет прелесть описываемой киноленты. Вопрос насколько ты слаб, чтобы измениться, и бог с ней с историй, режиссер задает на протяжении всего фильма. Да, Шейн анемичный слабак, и убить нациста, которого он случайно находит в американской глуши, не в состоянии, но он способен примирится с прошлым, осознать всю сложность жизни, вернуться домой новым человеком, повзрослевшим.

Тема Взросления, как в глобальном, так и в сугубо индивидуальном смысле, стала центральной для данной картины. Холокост и средняя Америка, рок и обыденная скука, преступник и жертва, наивность и знание - это те понятия, которые смешивает между собой Паоло Соррентино, чтобы его высказывание было более свежим, тонким, и при этом уязвимым для критики. "Где бы ты ни был" не совершенный фильм, в нем есть свои недостатки, такие как: иногда разрозненность сцен, излишняя красивость картинки, манерность игры Шона Пенна, небольшая затянутость. Но все эти недостатки есть одновременно и достоинства, как и в любой человеческой жизни, как и в образах памяти.

Центральная звезда фильма Шон Пенн создал выдающийся образ, необычный для его карьеры, даже такой разнообразной. Эта роль была лишена прямой психологичности, и акцент делался на физический облик персонажа, через который открывался его внутренний мир. Особо отчетливо это стало видно в финальной сцене фильма. Поэтому придираться к актеру не хочется, он, безусловно, сделал то, чего хотел режиссер и требовал сценарий. Ну а за счет личности самого Пенна, образ стал еще более запоминающимся.

В итоге всегда приятно посмотреть фильм, дающий ощущение связанности времен, ставящий во главу угла проблему идентификации личности в современном мире, ее переживания. Фактически лента становиться своеобразным романом воспитания человека,  который хочет начать новую жизнь, избавится от «скелетов в шкафу». И шире это кино о примирении общества с грехами прошлого, о нежелании и бессмысленности мести, о преодолении незнания и безразличия.

В конце отмечу, что технически картина сделана очень профессионально. Заслуги оператора, монтажера, художника-постановщика не умаляются. Отдельное спасибо за выход Дэвида Бирна с сольным номером.



Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments